В шумном и пестром мире интерактивных развлечений играм жанра Roguelike досталась незавидная роль. Многочисленные потомки легендарного прародителя (титульной игры Rogue), они появляются то тут, то там в попытке заполучить немного внимания и денег публики.
И получается это у них на удивление часто, потому что в основе жанра лежит древняя формула успеха. Главное условие: подземелье, в котором у игрока всего одна жизнь. Оно генерируется случайным образом, поэтому зазубрить маршрут нельзя: вместо этого можно и нужно постигать саму игру, учиться понимать ее механики, угадывать поведение врагов и использовать это знание против них же. Каждая Roguelike-игра — почти самурайская история взросления, мучительного преодоления самого себя с последующим просветлением.
На первых попытках герой растерян и беспомощен, и погибает в смехотворной близости от порога. Через пару десятков часов он же — стремительный и беспощадный ангел смерти, порхает как бабочка и жалит как пчела. Именно это упоительное чувство доминирования над игрой, достигнутое немалым и вполне реальным трудом, заставляет снова и снова бросаться в бой. Даже несмотря на то, что каждая попытка в итоге заканчивается трагедией — умирая, теряешь все.
Сказанное выше применимо почти к любой игре в жанре, Dead Cells — не исключение. В ней игрок в буквальном смысле начинает свой путь в форме мыслящего комка слизи, который каким-то образом овладевает свежеубитым обезглавленным телом. Труп оказывается довольно способным: умеет бить, стрелять из лука и прикрываться щитом — впрочем, слотов для экипировки хватает только для двух способностей из трех. Еще он умеет кувыркаться и делать двойной прыжок — с этим арсеналом гомункулу предстоит исследовать зловещий замок.
Упомянутые в названии «клетки» — не факт, что мертвые, но светящиеся — нужны для прокачки способностей и свойств оружия между уровнями. Базовые умения позволяют лечиться и сохранять после смерти некоторое количество золота, апгрейды оружия увеличивают урон. Специальные приемы — разного рода парализующие удары или хитрые нырки — тоже поддаются прокачке, но достаются, как и оружие, на общих основаниях: случайным образом вываливаются из бочек и находятся в сундуках. Нюанс в том, что при смерти герой теряет не только экипировку и деньги, но и накопленные клетки — чтобы было обиднее, игра даже каждый раз сообщает, сколько именно.
Dead Cells находится в раннем доступе, но в ней уже много необычного оружия, полезных умений и опасных противников, из-за чего каждая стычка становится настоящим танцем смерти, тем более сложным и изящным, чем лучше прокачан персонаж. Вскрыть зеленого зомби двумя кинжалами, заблокировать щитом атаку второго, перекатиться за спину от атаки третьего и нанести ему повышенный урон (это отдельная способность). Перепрыгнуть через стрелу и до смерти запороть лучника электрическим кнутом — такие тут будни.
Dead Cells очень старательно и качественно отрабатывает базовую жанровую программу: монстры — разнообразные, ловушки — смертоносные, оружия — много, графический стиль — готика, расчлененка, ад и мракобесие. Есть в ней и этот пьянящий момент преодоления: когда находишь собственную удачную комбинацию экипировки и умений, прокачиваешь ее как следует и используешь в боях. Главный недостаток — в том же: игра пока получается слишком уж обыкновенной, у нее, как и у ее осклизлого героя, нет своего лица. А ведь произведений в жанре много, да и рубиться в любое из них можно практически бесконечно — например, я уже три года периодически играю в Downwell, и могу проиграть еще столько же. Из новых столпов есть еще Shovel Knight, последнее обновление к которой вышло не так уж давно.
В связи с этим главный вопрос, на который предстоит ответить разработчикам к релизу — почему игроки должны купить именно их игру, а не одну из десятков почти таких же. Но предъявить Dead Cells практически нечего — это стремительный и яростный представитель уважаемого жанра, за который уже сейчас не жалко отдать требуемые 379 рублей.