Dota 2 — киберспортивная командная игра, и это словосочетание говорит о многом. Главный вывод — чтобы победить, мало проявить потрясающие индивидуальные способности. На конечный результат в большей степени влияет командная работа. В Дота 2 важно взаимопонимание, слаженные действия, постоянное общение, молниеносное и (самое главное) совместное принятие решений. Больше побед будет у той команды, которая покажет лучшую синергию.
Поскольку в Dota 2 геймеры делятся на команды по 5 человек, соответственно есть 5 разных позиций:
- Первая позиция — керри-игрок
- Вторая позиция — мидер или соло-мидер
- Третья позиция — оффлейнер или хардлейнер
- Четвертая позиция — семи-саппорт
- Пятая позиция — фулл-саппорт
Теперь давайте рассмотрим подробнее каждую позицию или роль и определимся, какие герои для них подходят (и в зависимости от этих героев вам и придется выбирать свою роль в команде).
Первая позиция — керри-игрок
Для начала о том, что означает «керри» в Dota 2. Этой боевой юнит команды, сосредоточенный на нанесении урона вражеским персонажам. Задача керри звучит просто, но от этого не становится менее важной: уничтожить как можно больше вражеских юнитов. Сюда входят крипы со старта и герои при появлении необходимых артефактов. Также роль керри часто берут на себя герои, способные нанести большой урон вражеским сооружениям (так называемые пушеры). Керри-игрок в основном расположен на легкой или короткой линии; это нижняя линия при игре на светлой стороне и, наоборот, верхняя при игре на темной стороне. С этой линии герой имеет возможность быстро отступить к союзной башне и избежать ганка.
На протяжении большей части игры керри-игроку нужно много фармить и как можно быстрее собирать необходимые артефакты. Для этого ему требуются сторонники, которые помогают на линии и в союзном лесу. Вражеский герой, стоящий с керри на линии, называется оффлейнером или хардлейнером. Иногда за оффлейнером следует один или два саппорта, которые мешают фарму. На этапе лейнинга керри-игрок должен убить как можно больше крипов и сделать все возможное, чтобы выжить, даже если его союзники на грани гибели и нуждаются в его помощи. Керри-игрок должен вступить в бой с вражескими героями только в том случае, если уверен в победе и своем выживании, поскольку его приоритет — фарм.
Как упоминалось выше, Керри-игрок — основной юнит, который наносит больше всего урона, особенно по истечении первых 20 минут, когда у него будут в наличии полезные артефакты. Безусловно, каждая отдельная катка — ситуативна, и общие правила могут не работать. В любом случае, самая первая задача керри — как можно скорее убить вражеского саппорта с меньшим значением брони. Также можно игнорировать более слабых саппортов и вместо этого попытаться атаковать вражеского керри, но это слишком рискованно, поскольку в большинстве случаев ему будут помогать саппорты, давая баффы или отключая ваши умения. Таким образом, первой целью должны стать более слабые персонажи.
Чтобы не стать основной целью для врагов, керри не должен инициировать командные бои. На этапе лейнинга и далее керри должен уделять приоритетное внимание собственному выживанию, и это является важнейшей задачей для всей команды. Поэтому в большинстве случаев нужно действовать эгоистично и постараться выжить, продолжив игру вместо того, чем погибнуть со всеми своими союзниками. Поэтому, если видите, что противник берет верх, лучше всего сбежать с поля боя.
Герои с упором на ловком лучше всего подходя на роль керри-игрока, поскольку способны нанести большое количество урона не способностями, а за счет непрерывных физических атак.
- Сила: Lifestealer, Alchemist, Wraith King, Sven
- Ловкость: Anti-Mage, Faceless Void, Drow Ranger, Luna, Phantom Assassin, Medusa
- Интеллект: Outworld Devourer, Nature’s Prophet
Вторая позиция — мидер или соло-мидер
Название позиции «Мидер» происходит от центральной линии, которая в Dota 2 называется мидлейном. Герои, встающие на центральную линию, в основном самодостаточны и не нуждаются в помощи. Как правило, на этой линии друг другу противостоят два мидера из противоположных фракций. Герои на мидлейне должны обладать активными атакующими способностями или хотя бы уметь наносить большой урон с самого начала катки, даже не собрав артефакты.
Герои на центральной линии получают опыт и поднимают уровни быстрее, чем персонажи с других линий, поскольку мидеры — единственные, кто стоит на этой линии. После получения 6-го уровня мидера можно использовать для ганка вражеских героев на других линиях, поскольку в это время они обычно имеют только 3–4 уровень. Подобные действия позволят прервать фарм вражеских керри-героев или оффлейнеров. Кроме того, ваш герой сможет получить много золота и опыта, а союзники в это время смогут свободно фармить.
Количество убитых крипов — ключевой показатель фарма для мидеров, поскольку каждый из этих мобов принесет золото и очки опыта. Постарайтесь убить как можно больше крипов и скорее прокачать уровень персонажа. Умные мидеры уже к 10-й минуте игры могут прокачаться на 2–3 уровня выше своих оппонентов. Убивать крипов лучше всего в те моменты, когда у них мало здоровья (когда для добивания достаточно одного точного выстрела или удара). Кроме того, убивайте союзных героев и башни в те моменты, когда запас их здоровья упадет до 10% и 25% соответственно. Смысл заключается в том, что разрушенные башни и убитые герои не позволят вашим противникам получить золота. Можете добивать союзных героев, если они вот-вот погибнут из-за действия заклинания или другого эффекта, наносящего продолжительный периодический урон.
Стратегия мидера с добивание своих очень важна. Как только фаза лейнинга завершена, стоит приступить к ганку противников. Вам необходимо осознать, какими способностями обладает герой и на каких линиях можно кого-то убить. Как всегда, координируйте действия вместе с союзниками. Роль мидера в командном бою важна как в начале, так и в конце катки. Пока у керри нет необходимых артефактов, а иногда и очков опыта, наибольший эффект в бою оказывает герой, который идет с центральной линии. На первой фазе игры, до 15–20 минут, все внимание сосредоточено на мидере. На какой бы линии он ни выступил, он создает мощный стартовый импульс для команды.
После того, как керри удается получить необходимые артефакты, мидер теряет часть своих позиций по значимости в бою, но по-прежнему остается одним из самых важных игроков в команде. Поэтому керри, как и мидер, должны обеспечить собственное выживание, поскольку их жизнь практически во всех ситуациях важнее жизней остальных ролей.
Герои, подходящие на роль мидера, должны иметь активные атакующие умения и наносить большой урон за короткое время.
- Сила: Dragon Knight, Pudge, Huskar.
- Ловкость: Templar Assassin, Shadow Fiend, Mirana, Bloodseeker, Viper.
- Интеллект: Lina, Zeus, Invoker, Queen of Pain, Tinker, Windranger, Death Prophet, Necrophos, Pugna.
Третья позиция — оффлейнер
В то время как первые две позиции необходимы для нанесения урона и убийств в начале или конце игры, оффлейнер пытается контрольировать вражеских героев. По сути, оффлейнеры — персонажами с большим запасом здоровья или очень сильными ультимативными способностями. Стоять на офф-лейне (сложной линии) — худшее, что может быть в игре. Таким героям приходится сражаться с вражескими саппортами и керри, параллельно пытаясь фармить и выживать. В более ранних версиях доступ к лесным (нейтральным) крипам был только на легкой линии, а у оффлейнеров не было крипов, кроме другой фракции. Поэтому, если перед героем на хардлейне стоят три героя — керри и два саппорта, то ему остается просто стоять и качать опыт, либо пытаться заманить и убить нейтральных крипов.
Единственная помощь для героев, стоящих на оффлейне — поддержка союзников четвертой позиции, которые иногда могут прийти и встать с вами на линии. Подводя итог, на этапе лейнинга оффлейнер должен стараться не мешать керри противника фармить. Также он должен присоединиться к ганкам, инициированным героями мидлейна, и постараться собрать артефакты в течение первых 15–20 минут, чтобы получить преимущество для дальнейших командных боев.
Даже новички будут комфортно себя чувствовать в роли оффлейнеров, однако качество выполнения обязанностей этой роли может быть низким. Геймер, занимающий позицию оффлейнера, должен уметь хорошо удерживать линию, не поддаваться на обороне, контратаковать в нужные моменты и правильно реагировать на ситуации, когда силы не равны и лучше отступить. Приходится много думать, но главная характеристика хардлайнера — умение контролировать ситуацию на карте. Оффлейнер часто обладает большим запасом здоровья, ловкостью и наносит физический урон. Обязанности оффлейнера включают:
- Фарм (хоть и не такой постоянный, как у керри, но более эффективный).
- Постоянный контроль над соперником (не давать ему играть пассивно).
- Существенный вклад в общекомандные показатели нанесенного урона.
- Танкование и проявление агрессии после лайнинга.
Опытные киберспортсмены часто выбирают для этой роли Timbersaw, Underlord, Axe, Bristleback. Эти персонажи обладают хорошими характеристиками здоровья и урона, а также высокой скоростью передвижения. Фармить крипов, используя Акса — одно удовольствие. Для успешного выполнения обязанностей оффлейнера рекомендуется научиться чувствовать каждый момент игры, вылавливать микромоменты, когда атака на противника будет наиболее эффективной.
- Сила: Axe, Slardar, Sand King, Underlord, Tidehunter, Bristleback, Magnus, Abaddon, Clockwerk, Brewmaster.
- Ловкость: Faceless Void, Pangolier, Razor.
- Интеллект: Enigma, Pugna, Necrophos, Dark Seer.
Четвертая позиция — семи-саппорт
Семи-саппорт — это роль, которая предоставляет игроку максимальную свободу действий. Нет необходимости придерживаться одной линии, постоянно контрпикать или фармиться. Есть возможность выбирать альтернативы. Однако, при таких условиях возникает некоторый диссонанс: новичок в роли семи-саппорта чувствует свободу и, вероятно, начинает заниматься совершенно не тем, что требуется или приносит пользу команде в данный момент катки. Поэтому опыт играет ключевую роль. В целом, семи-саппорт должен часто ганкать линии и по мере необходимости помогать тиммейтам. Сильный герой должен держать в постоянном фокусе вражеских хардлайнера и мидера. Список обязанностей семи-саппорта включает:
- Контроль над хардлайнером и мидером.
- Экономия ресурсов (тратить золото на этой линии невыгодно, лучше использовать дешевые предметы).
- Не прокачиваться на долгосрочную перспективу (действовать здесь и сейчас).
- Чувствовать тайминги и время в целом.
Особое внимание следует уделить последнему пункту: чувство времени. Именно семи-саппорт определяет темп развития героев в команде. Если начнете фармиться раньше, то, соответственно, получите больше золота и очков опыта. В то же время, существует такое понятие как «роумер». Он также отвечает за четвертую позицию, но его действия более свободны. У него больше выбора в плане ганка линий, пассивной игры или фарма.
- Сила: Kunkka, Clockwerk, Night Stalker, Doom, Spirit Breaker, Io, Earth Spirit, Phoenix, Tusk.
- Ловкость: Bounty Hunter, Vengeful Spirit, Nyx Assassin.
- Интеллект: Enchantress, Chen, Dark Willow.
Пятая позиция — фулл-саппорт
Фулл-саппорт выполняет всю «грязную» работу за свою команду — устанавливает варды, закупает расходники и передает тиммейтам помощь практически на всех линиях. Это своеобразный тыловик, который постоянно следит за ситуацией на карте, предоставляет ценную информацию тем, кто в ней нуждается. Именно пятерка помогает керри-игроку пережить начальную стадию, когда тому необходимо агрессивно фармиться. Обычно для этой роли выбирают чемпионов типа Silencer (хорош на первых порах, не страшно умереть, мощный прокаст после смерти). Круг обязанностей фулл-саппорта следующий:
- Установка вардов.
- Покупка расходников для команды.
- Своевременная помощь на линиях.
- Координация движений команды и передача ценной информации.
Весь матч фулл-саппорт проводит практически без денег, всегда на первых порах для размена, легко расстается с опытом, золотом и артефактами. Он работает в тылу, но выполняет важнейший функционал. Он не только координирует деятельность команды и помогает различными «плюшками», но и защищает практически все линии, мгновенно перемещаясь туда, где необходима его помощь. Отыгрывая роль фулл-саппорта, нужно уметь жертвовать собой, быстро и правильно анализировать текущую ситуацию на карте, помогать тиммейтам делом и словом, знать все игровые механики и матчапы.
- Сила: Io, Phoenix, Treant Protector, Undying.
- Ловкость: Naga Siren.
- Интеллект: Crystal Maiden, Shadow Shaman, Keeper of The Light, Disruptor, Ogre Magi, Bane, Lich, Witch Doctor, Warlock, Dazzle, Winter Wyvern.