Следующее поколение игровых систем уже во всю стучится в наши двери, обещая одарить нас всеми прелестями фотореалистичной картинки. Само собой, встречать столь почётного гостя нужно подобающе, с хлебом-солью, да монитором заморским. Ведь ни одна, даже самая мощная консоль или персональный компьютер не смогут продемонстрировать вам по-настоящему красочное изображение без соответствующего монитора, а стало быть нужно понять, что же это за звери такие, как выбрать подходящего именно вам и не пожалеть о потраченных средствах.
Ты увяз в Матрице, Нео.
Первое, на что стоит обратить своё внимание при выборе монитора, это, конечно же, его матрица. И на этом этапе вполне можно увязнуть всерьёз и надолго, ведь среди представленных на рынке вариантов нет однозначно лучшего. На сегодняшний день наиболее популярны мониторы на матрицах TN+Film, IPS и AMVA+. И у каждой технологии есть свои плюсы и минусы.
TN+Film
Матрицы типа TN+Film обладают наиболее ярко выраженными недостатками, но компенсируют их уникальными свойствами. К недостаткам данной матрицы стоит отнести низкий уровень цветопередачи, слабую контрастность изображения и, конечно же, посредственные углы обзора. А компенсировать столь серьёзные промахи должны время отклика и частота развёртки. Именно за эти качества её частенько выбирают хардкорные геймеры — это единственный тип матрицы поддерживающий активную 3D технологию, а благодаря быстрому времени отклика пикселей смазывание быстродвижущихся элементов здесь наименее ярко выражено. Но стоит ли овчинка выделки? Для ответа на этот вопрос нам нужно копнуть глубже!
Начнём с частоты развёртки. Она у мониторов на данном типе матрицы достигает порядка 144 герц! Внушительные цифры, но так ли они важны? Во первых, мы сразу вспоминаем о том, что игры на консолях нового поколения выдают не более шестидесяти кадров в секунду, а значит частоты выше шестидесяти герц им в принципе не нужны, если речь, конечно, не идёт о 3D, но о нём ниже. Во вторых, сразу опровергнем миф о том, что чем выше частота развёртки тем меньше нагрузка на наши глаза. Это не более чем вымысел, если речь идёт о современных жидкокристаллических панелях. Дело в том, что матрица такого монитора не мерцает, как это было в случае с ЭЛТ, а значит нашим глазам ничего бы не грозило, даже при гораздо более низкой частоте развёртки. Ну и раз уж мы вспомнили старичков на электронно-лучевых трубках, то давайте сразу пройдёмся катком по ещё одному мифу, который так любят сторонники TN матриц — время отклика. У современных экранов этот показатель в режиме измерения G to G (изменение оттенка серого с 10% до 90%) колеблется в районе от одной до двенадцати миллисекунд! Лучший показатель конечно же принадлежит TN+Film матрице. Однако так ли важны эти цифры?
Опыт с ЭЛТ мониторами показывает что нет. Дело в том, что в виду своей инертности, сетчатка наших глаз хранит изображение порядка двадцати миллисекунд! Это гораздо дольше, чем время отклика самых медленных LCD панелей. В итоге, чтобы вычислить реальное время затрачиваемое каждым типом матрицы на смену кадра, нужно прибавить к заявленным цифрам те самые двадцать миллисекунд. Происходит это как раз потому, что изображение жидкокристаллических панелей не мерцает, а светит постоянно. Именно по этой причине мониторы на электронно-лучевых трубках кажутся нам с вами быстрее.
AMVA/AMVA+
Если же вы не гонитесь за каждой миллисекундой отклика, то, возможно, разумным выбором станет матрица AMVA-типа. Она обладает достойной цветопередачей, приемлемыми углами обзора и чуть ли не лучшей контрастностью. Но и тут не обошлось без ложки дегтя. Дело в том что данный тип матриц страдает от так называемого эффекта «black crush». Проявляется он при изменении угла относительно перпендикуляра к центру поверхности монитора. Если смотреть строго прямо на экран, то чёрный цвет максимально насыщен, но стоит начать менять угол и на смену глубоким оттенкам чёрного придёт грязно серая каша. К тому же AMVA, как и TN-матрицы, ощутимо страдает от цветового сдвига, что вызывает искажения цветов при малейшем отклонении точки взгляда от центра. Такая матрица идеально подойдёт для всех кто часто работает с текстом или, например, с чертежами. Однако мы сегодня выбираем монитор для вещей гораздо более увлекательных, а потому скорее всего пройдём мимо.
IPS
У данной матрицы есть много разновидностей, а ценовой диапазон представленных на рынке решений наиболее широк. За подобный монитор производители могут без малейших угрызений совести запросить более пятидесяти тысяч рублей. Но к счастью у них обязательно найдётся решение и для простых обывателей. Дело в том, что данный тип матрицы наиболее любим среди людей занимающихся компьютерной графикой или, к примеру, редактированием фотографий. Само собой разумеется, для таких людей важен каждый оттенок, а потому и мониторы для них стоят дороже. Но сегодня на рынке хватает и не дорогих решений на базе IPS матрицы, которые, не смотря на свою стоимость, сохраняют главные её плюсы — отличную цветопередачу, хорошую контрастность и великолепные углы обзора. Минусами же данной технологии является неравномерность подсветки и так называемый «Glow эффект». Первое зачастую приводит к тому, что на тёмном фоне можно заметить засветку по углам монитора, а второе сходно по эффекту с «Black crush», но в отличии от последнего, проявляет себя исключительно при очень большом отклонении от перпендикуляра по диагоналям и выглядит скорее как высветление темных участков. К недостаткам также можно приписать перепад цветовой температуры на поверхности матрицы, но этот параметр зависит во многом от выбранного образца и по сути своей является браком.
3D
Как и обещалось, сегодня мы затронем и такой параметр как функция 3D. На сегодняшний день в телевизорах и мониторах распространены две технологии для построения трёхмерного изображения — активная и пассивная. Активная использует высокую частоту развёртки монитора для поочерёдного построения левого и правого изображений. В комплекте с такими мониторами в обязательном порядке идут очки «на батарейках», умеющие в такт смене кадров прикрывать нужный глаз. Минусы данной технологии просты — мерцание и затемнение изображения. Ох уж это мерцание. Как не бежали мы от него, в итоге к нему же мы и пришли. Сегодня мы ещё не раз о нём поговорим. А ещё данная технология доступна только на матрицах TN-типа, что так же можно отнести к минусам.
Вторая технология основывается на поляризации. В данному случае очки снабжены поляризационными линзами, на подобии тех, что используются в очках большинства 3D кинотеатров. Для каждой второй строки матрицы монитора имеется специальный поляризационный фильтр. В результате одни строки, в чересстрочном порядке, видимы только левым глазом, другие только правым. В такой технологии минусы тоже есть: во первых в каждый глаз поступает изображение с более низким разрешением, а во вторых при взгляде на такой монитор, без очков, можно заметить полосы поляризаторов в виде решётки.
Вы вновь можете убедится в том, что однозначного победителя назвать попросту нельзя — каждый имеет свои недостатки и свои плюсы. Но стоит ли вообще функция 3D той переплаты и жертв на которые вам придётся пойти ради неё? Нужны ли нам в этой области костыли, когда вот-вот станут доступны кибер-протезы? Речь конечно же о VR-технологиях, развивающихся семимильными шагами. Нужны ли нам мониторы с псевдо-объёмом, если появление настоящих VR-шлемов не за горами? Решать вам!
Безопасность для глаз
Помимо всех описанных выше качеств, большинство из нас наверняка обеспокоены пагубным влиянием мониторов на глаза, а посему обойти эту тему решительно невозможно. Внимательный читатель тут же вспомнит про «мерцание» о котором говорилось выше и будет прав! «Но минуточку, — скажут некоторые, — разве современные LCD панели мерцают?» Нет, не мерцают, если речь идёт о матрице таких дисплеев. Но к сожалению, того же самого нельзя сказать о их блоке подсветки. Дело в том, что подсветку оснащённую светодиодами или люминофорами очень сложно регулировать по уровню яркости силой тока, а потому был разработан иной метод с использованием широтно-импульсной модуляции(ШИМ). Подсветка с использованием ШИМ мерцает на определённой частоте (порядка 175 герц и выше), что позволяет изменением скважности изменять общую светоотдачу подсветки. Иными словами чем дольше подсветка находится во включённом состоянии и меньше в выключенном, тем ярче она нам кажется. Однако подобное «моргание» может пагубно влиять не только на ваше зрение, но и вызвать быструю утомляемость, головные боли и прочие неприятные «бонусы». Здесь всё зависит от конкретного человека. Если же вы обеспокоены подобными проказами подсветки, то лучше уделить этому моменту особое внимание, благо сегодня вполне реально найти мониторы без применения широтно-импульсной модуляции в блоке подсветки.
Помимо мерцания, LCD панели приготовили нам ещё один интересный сюрприз в виде так называемого кристаллического эффекта. Заключается он в смазывании пикселей ввиду использования антибликового покрытия. Как и в случае с ШИМ, данный эффект для большинства пользователей может быть и вовсе не заметен, но для кого-то станет критическим фактором при выборе монитора. Важно помнить — КЭ присутствует на всех мониторах с матовым покрытием экрана, однако его сила во многом зависит от выбранной модели. Если же вам нужен монитор совсем без данной причуды, то стоит обратить своё внимание на глянцевое покрытие. Мониторы с таким покрытием лишены данного недостатка, однако взамен имеют не менее досадное свойство отражать всё что ни попадя. Даже не самый яркий источник света находящийся напротив монитора может сделать данное место его установки непригодным. И это не говоря уже о том, что в тёмное время суток вы вполне сможете любоваться своим отражением. Однако здесь есть свой компромисс — так называемое, полуматовое покрытие. Но увы им оснащаются только AMVA панели в виду их особого построения пикселя.
Imput Lag
Ох уж это страшное для любого геймера слово — Lag! Небольшая задержка в пару десятых долей секунды может омрачить целый матч, а то и вовсе испортить настроение на целый день. Увы и ах, но современные LCD панели имеют за душой и подобный грешок. Но, к счастью для нас, даже самые медленные из них не опаздывают более чем на три — четыре кадра. Однако, лучше обратить внимание на подобные казусы и постараться выбрать модель с минимальными их проявлениями. В этом вам помогут общедоступные по всему интернету тесты подобных устройств, а так же пара простых правил. Во первых, чем больше «тяжёлых» функций несёт в себе монитор, тем вероятнее наличие в нём задержек. Помните: телевизоры и мониторы с функцией TV имеют наибольший imput lag. Во вторых, любая постобработка изображения монитором может привести к задержкам, а потому разумнее будет отключать подобные функции. Однако, не стоит всерьёз опасаться данного казуса, ведь, вероятнее всего, на деле вы его просто не заметите!
Заключение
Само собой разумеется, при выборе монитора есть ещё не мало важных моментов, таких как эргономика подставки, разрешение экрана, возможности настройки, дизайн и многое другое, однако всё это варьируется в пределах конкретных производителей и моделей и по сути своей является вкусовщиной. Целью же этой статьи было просветить вас в тонкости выбора наиболее важных деталей и не дать хитрым продавцам-консультантам обвести вас вокруг пальца. Вооружившись данным пособием вы с точностью до кристалла сможете подобрать подходящий конкретно вам жидкокристаллический монитор! За сим разрешите акселеративно диссоциировать, ну а вам удачи в выборе!