Создатели Void Bastards утверждают, что в далеком будущем с преступниками будут поступать сурово. За малейшие провинности, вроде неправильного перехода улицы или даже приступа метеоризма в общественном месте, несчастных поодиночке отправляют в Саргассову туманность – космический аналог Бермудского треугольника. Здесь дрейфуют потерянные корабли, населенные озверевшими мутантами. Каторжники, которые смогут добыть в туманности нечто нужное правительству, получат свободу. Но большинство, скорее всего, бесславно и нелепо погибнет.
Завязка Void Bastards задает тон всей игре. Если совсем коротко, та похожа на System Shock в формате roguelike. Герои прокладывают маршрут от одного дрейфующего звездолета до другого. Проскакать через всю карту сразу нельзя: для путешествия нужны еда и горючее, которое придется добывать на тех же звездолетах. Правительство, ожидаемо, не слишком-то печется о своих агентах: первых сталкеров снаряжают в путь в комбинезоне и с пистолетом, а более продвинутую экипировку предстоит собрать по пути… Ну или найти в рюкзаке погибших товарищей: после смерти агента чудо-сумка отделяется от неудачливого владельца и самостоятельно возвращается на корабль, чтобы там дождаться следующего смертника.
Первые 30-40 минут пытаешься понять, что происходит. Прямиком с космической карты игрок попадает в звездолет, там какое-то время бродит, собирая мусор и отстреливаясь от странных сине-зеленых тварей. Среди последних в первое время преобладают хамоватые карлики, а также похожие на зомби «уборщики». Довольно скоро появляются неуязвимые, на первый взгляд, турели и зубастые громилы, которых называют «вертухаями». Они практически бессмертны, напоминают Больших папочек из BioShock и в гневе неистовы. Аптечек нет, патроны попадаются редко (и еще почему-то нельзя перезаряжать вручную), здоровья мало – короче, придется умирать.
Однако, стоит набраться уверенности и собрать пару апгрейдов, как игра становится гораздо интереснее. Неожиданный сплав жанров дал не менее неожиданный эффект. Обычно в «иммерсивных симуляторах» (помимо BioShock и System Shock сюда можно отнести ранние игры серии Thief и недавнюю Prey) уровни, враги, амуниция и оружие разложены по уровням вручную, в строгом соответствии со сложным замыслом дизайнера. Подходов к прохождению каждого уровня может быть несколько, но, после череды тренировок, их можно досконально изучить.
Добавление элементов roguelike вносит в эту концепцию бодрящую долю хаоса. На каждом уровне свои, случайные условия, которые могут облегчить или сильно усложнить жизнь игрокам. Где-то темно и ничего не видно, где-то не работает мини-карта, где-то выход расположен в нестандартном месте. Охранные турели могут быть враждебны к игроку или, наоборот, работать на него (или вообще не работать). Набор врагов, места расположения и типы наград – все это игра генерирует заново на каждое прохождение. В свою очередь, агенты-преступники тоже наделены уникальными чертами. Кто-то коротышка, кто-то не различает цветов, кто-то автоматически подбирает с пола предметы или умеет дружить с определенным типом мутантов. И так далее.
Весь этот винегрет создает гигантский простор для экспериментов и буквально принуждает игрока импровизировать. Можно расставлять ловушки, заманивать врагов в засады, запирать их в воздушных шлюзах и выбрасывать в открытый космос. Можно использовать одних врагов против других: самый простой пример – «туристы» – взрывоопасные комки слизи, которые больно лопаются от выстрела или при приближении игрока. Их легко можно использовать как ходячую взрывчатку, а если подкараулить кучку «туристов», стоящих рядом друг с другом, можно выстрелить в одного, устроить цепную реакцию и, возможно, зацепить парочку более серьезных врагов поблизости.
Вдобавок к этому, Void Bastards – идеальная игра для ностальгирующих любителей постмодернизма. Графика, стилизованная под комиксы и старые шутеры с двухмерными врагами. Шутки с британским акцентом, которые одобрил бы покойный Дуглас Адамс. Сумасшедший дизайн врагов, оружия и гаджетов: среди последних есть взрывающийся кот-робот и дробовик, стреляющий скрепками-убийцами.
Даже на нормальном уровне сложности игра очень больно огрызается, но каждая смерть и каждый новый визит в Саргассову туманность приносят что-то новое: новые вещи, новые апгрейды, новые знания об игровом мире и его обитателях. Новые впечатления! Кампанию можно пройти за 12-15 часов, и скучно не бывает практически никогда. Стратегическая часть как в FTL, стрельба как в BioShock, издевательские шутки, мутации, расчленение инопланетян, коты-роботы и слизни-бомбы – хоть Void Bastards и вышла в конце мая, она вполне может стать для вас лучшим шутером этого лета.