Крутобокие танки катаются по альтернативной Европе и наматывают на гусеницы миллионы людей. Названия стран и география слегка подправлены, но Вторая мировая разразилась и здесь. Агрессивная Восточно-европейская империя замышляет недоброе, поэтому благородная Атлантическая федерация решила напасть первой и стереть с лица земли столицу врага. Первым на поле боя всегда оказывается «отряд E» — добровольцы-рейнджеры из маленькой нейтральной страны Галлии, обманутые красивой демократической пропагандой.
Valkyria Chronicles 4 устроена ровно так же, как и первая Valkyria Chronicles, вышедшая в 2008 году эксклюзивно для PlayStation 3 и недавно переизданная на всех современных платформах. У вас под началом — пара десятков бойцов, три танка и одна собака в шляпе. Задача между миссиями — прокачивать солдат, закупать и настраивать экипировку, отслеживать отношения в коллективе и решать, кто пойдет на следующую вылазку, а кто останется на скамейке запасных. Задача на поле боя — чередой приказов в пошаговом режиме сделать то, что просит командование (от «убить всех врагов» и «разведать территорию и отдать приказ артиллерии» до «уничтожить гигантский подводный танк»). Если подчиненный пал на поле боя и не был вовремя эвакуирован медиком, он погибает навсегда (кроме нескольких важных для сюжета бойцов). Для человека, воспитанного на западных играх для PC, Valkyria Chronicles 4 больше всего похожа на XCOM или Jagged Alliance, но словно с другой планеты.
Вместо нефти или газа во вселенной Valkyria Chronicles в ходу выдуманный минерал рагнит — тот же уран, но с красивой лазурной подсветкой и, кажется, без радиации. Это и топливо для двигателей танков, кораблей и поездов (самолетов здесь не существует), и лекарство для раненых. Полумифические валькирии используют рагнит как источник силы для того, что в других играх назвали бы магией, но в остальном мир Valkyria Chronicles вполне технологичен. Однако его альтернативность позволяет дизайнерам выдумывать совершенно невероятные штуки вроде гигантских ползающих ледоколов-крейсеров на секретной ядерно-рагнитовой тяге, не говоря уже о банальных бронепоездах или гигантских танках. Все это нарисовано «в стиле аниме», но одновременно еще и немного в стимпанковской эстетике, а поверх наложен фильтр «акварельные краски». Очень красиво!
Солдаты в Valkyria Chronicles 4 делятся на классы: скаут, штурмовик, снайпер, инженер, минометчик («гренадер» в терминологии игры) и лансер. Последние выглядят как люди с гигантским механическим копьем — в реальности оно работает как РПГ и эффективно против техники. Скауты далеко ходят и метко стреляют на средней дистанции, штурмовики хорошо бронированы и стреляют мощно, но недалеко, инженеры похожи на скаутов, но умеют чинить технику и обезвреживать мины, а гренадер поражает цели по навесной траектории. К концу игры вам будет доступно три танка: классический (орудие, миномет и пулемет), БТР (пулемет плюс отделение для быстрой переброски пехоты) и кастомизируемый (можно, например, установить огнемет). Функции солдат и техники интуитивно понятны, сеттинг вводит лишь одно допущение: у техники обязательно есть радиатор (сверкает лазурным цветом), и если в него попадет снаряд, даже самый тяжелый танк взрывается. Логично!
Приказы в Valkyria Chronicles 4 отдаются в пошаговом режиме: одно Command Point — один ход одним бойцом. Но непосредственно ход конкретным бойцом отыгрывается в реальном времени: вы бегаете по полю (насколько хватит линейки Action Points), разглядываете и разведывает окрестности, можете попасть в засаду или под автоматический огонь и погибнуть. Один раз за ход можно перейти в режим прицеливания и выстрелить. В этот момент время останавливается, и целиться можно уже сколь угодно долго. Из-за этого Valkyria Chronicles немного похожа на очень медленный шутер для людей с нулевой реакцией. Когда ход завершен, можно выбрать следующего бойца, и так пока не закончатся Command Points (их обычно в районе десяти) вашей фазы. Только после этого начинается фаза противника — он по очереди двигает нескольких собственных бойцов.
Такой подход уже непривычен, но у Valkyria Chronicles 4 есть еще один нюанс. Игра разрешает ходить несколько раз подряд одним и тем же бойцом — хоть десять раз подряд! Он будет получать штраф к Action Points (к десятому разу просто не сможет сдвинуться с места), а у лансеров и гренадеров кончатся патроны, но право такое есть. Персонажи–офицеры могут один раз за фазу бесплатно провести за собой пару подчиненных, а погрузка бойцов в БТР не расходует Command Points. Кроме того, по карте разбросаны лагеря, с помощью которых можно отправить бойца на скамейку запасных или вызвать кого-то из резерва. Все это принципиально важно, потому что Valkyria Chronicles 4 — игра не о затянутых перестрелках между сидящими в укрытиях бойцами (хотя укрытия здесь тоже есть). Здесь игрок мотивирован как можно быстрее передвигаться по карте и мгновенно ликвидировать угрозы. Почти все миссии в идеале надо проходить за три-пять фаз, не больше.
Например, в начале миссии можно взять с собой всего пять солдат из десяти разрешенных, погрузить двух штурмовиков и одного скаута в БТР, проехать половину дороги до вражеского лагеря (под огнем автоматической турели, неспособной пробить броню), выгрузить двух штурмовиков, объединить их в отряд, снести огнеметами пару солдат в укрытии, затем выбрать скаута, добежать до чужого лагеря за три хода, кинуть в охранников гранату, на последних дольках линейки Action Points поднять над лагерем собственный флаг и вызвать из резерва лансера, гренадера и еще пару штурмовиков для верности. Вторая фаза начинается, а вы уже наполовину приблизились к цели миссии!
Поверх этих механик есть еще приказы солдатам, вроде «повысить всем атаку на один ход», и приказы кораблю поддержки, вроде «разведать зону радаром» или «нанести артиллерийский удар», но это уже дополнительные функции, без которых можно обойтись. Главное — умелая переброска солдат по полю боя.
Никакой процедурной генерации карт в Valkyria Chronicles 4 нет: каждая миссия — эдакий пазл, который вы собираете на скорость. Первые несколько заданий (они входят в бесплатную демо-версию), конечно, невероятно просты: вы просто идете вперед и убиваете всех, не встречая толкового сопротивления. В это время вас знакомят с основными механиками. Но, начиная примерно с середины игры, условия становятся все жестче. То сверху падают бомбы (их можно расстреливать снайперами, которых тут же снимают вражеские снайперы); то по полю ездит танк с единственным уязвимым местом — на крыше, то внезапно приезжают злые бронепоезда и сносят половину отряда или приходит неуязвимая валькирия, которая убивает все живое на открытой местности. Но самая подстава — снайпер, который целенаправленно охотится на медиков и не дает вам эвакуировать раненых. Очень неприятно и очень интересно!
При этом половина хронометража, половина удовольствия и, наверное, половина недовольства от Valkyria Chronicles 4 — это сюжет. Вся история игры излагается через листание дневника с рисунками. Один рисунок — один сюжетный видеоролик или одна миссия, причем роликов гораздо больше. Они могут быть попроще — как оживший комикс, а могут быть и посложнее — как отрывок трехмерного аниме. Их очень, очень много. Если бы меня попросили порекомендовать самую анимешную игру на свете, но нормальную — чтобы можно было еще и играть, а не листать картинки — я бы точно назвал Valkyria Chronicles 4.
Дело в том, как именно авторы строят историю. Эпизоды о собственно войне они беспорядочно чередуют с милой бытовухой об отношениях между персонажами — это хоть и не школьники, но довольно молодые парни и девушки. В одном ролике — горящие танки и повешенный на столбе коллаборационист, в другом — мальчик случайно подглядывает девочке под юбку и получает за это в глаз. До определенного момента встречаются даже юмористические миссии: например, захватив тихий вражеский город, два отряда федерации устраивают на главной площади тренировочный бой на спор: кто победит — тот получит пышный хлебушек и хрустящий бекон. Этот диссонанс между серьезным и несерьезным, между смертями и краснеющими щечками может свести с ума человека, который не любит аниме или просто плохо знаком с ним. К слову, первая Valkyria Chronicles ни на секунду не забывала: герои мстят захватчикам за разрушенный родной город, за взорванную мельницу, за сгинувших в концлагере друзей. Четвертая часть — куда более легкая, хотя к финалу внезапно поднимает очень тяжелые темы.
Как я уже упоминал, в Valkyria Chronicles 4 идет альтернативная Вторая мировая. Но с кем вы сражаетесь? С империей, напоминающей одновременно Германию и Россию, столица которой — город Шварцград примерно на месте Санкт-Петербурга. На помощь врагу придет генерал Мороз (пусть он и называется иначе), на помощь вам — Соединенные Штаты Винланда («Винланд» — так викинги назвали Америку, когда открыли ее). А еще в игре будут ядерные бомбы, упавшие на Хиросиму, а также камикадзе, Сопротивление и Линия Сталина (пусть все это и называется немного иначе). Сценаристы не пытаются пересказать реальную историю в другом сеттинге, но жонглируют отсылками к ней и очевидно пытаются что-то сказать современным игрокам, но из-за несерьезности повествования получается это странно. Персонажи Valkyria Chronicles 4 — а это не только молодежь, но и мужики постарше, и разведенки с детьми, и откровенные фрики — сугубо гражданские люди, которые воспринимают войну как эдакую смесь работы и хобби, абстрагируясь от смертей и пуль. Для них это то ли косплей, то ли выездная ролевая игра. Возможно, дело в том, что современная Япония с 1945 года не принимала участие ни в одной войне ни в каком качестве, но сохранила память о линкоре Ямато и Хиросиме, и готова вновь и вновь обсуждать их — в том числе через игры и аниме.
В Valkyria Chronicles 4 очень много контента: я прошел игру за 37 часов, но даже не брался за дополнительные миссии, раскрывающие предыстории второстепенных персонажей. Она мотивирует перепроходить и основные задания — чтобы сделать это за как можно более короткое время и получить оценку повыше. В нее физически приятно играть: бегать по полю самостоятельно интереснее, чем смотреть, как фигурки двигаются, прячутся за укрытия, стреляют и промахиваются. С другой стороны, Valkyria Chronicles 4 почти не продвинулась вперед по сравнению с первой частью (вторая и третья вышли на портативных платформах и были, скажем так, попроще): почти те же классы, почти те же механики, удивляться особенно нечему. Обиднее же всего то, что баланс между серьезным и смешным, реалистичным и абсурдным, взрослым и подростковым сильно сдвинулся в сторону второго. За десять лет геймеры повзрослели, а Valkyria Chronicles делает ставку на людей, ставших даже чуть моложе. Да и обе валькирии в первой части были лучше — и как женщины, и как персонажи.
Если же вынести за скобки эти (важные!) претензии к тону сюжета и персонажам и забыть о том, что десять лет назад многое я уже видел, остается повторить: игровые механики и визуальный стиль Valkyria Chronicles 4 великолепны, и если вы не испытываете ненависть к аниме и любите стратегии, эту игру стоит попробовать. И да: самые большие гады здесь — американцы!