Site icon Мир компьютерных игр

The Bard’s Tale 4: Barrows Deep

Студия InXile в последние годы стала одной из главных проповедниц классических ролевых игр. Несколько лет назад она воскресила Wasteland, игру, без которой скорее всего не было бы Fallout, а совсем недавно выпустила Torment: Tides of Numenera — духовную наследницу Planescape: Torment. Наконец, буквально на днях вышла The Bard’s Tale 4: Barrows Deep — прямое продолжение одной из важнейших ролевых серий, последняя часть которой в этом году отмечает аж тридцатый день рождения.

Здесь, конечно, стоит упомянуть еще и The Bard's Tale 2004 года все той же InXile. Игра была очень неплохая, но с оригинальной трилогией ее связывало разве что название. И сюжет, и персонажи, и геймплей в ней оказались совершенно другие. Правами на торговую марку тогда владела Electronic Arts, так что сделать полноценное продолжение у InXile получилось лишь полтора десятилетия спустя.

Пожалуй, главное, что нужно знать о The Bard’s Tale 4 – это очень старомодная игра. Управляя отрядом приключенцев, в котором может быть до 6 человек одновременно, вы исследуете мир, населенный эльфами, гномами и прочими околотолкиеновскими созданиями, и пытаетесь спасти его от пробуждающегося в очередной раз Древнего Зла. Здесь нет никакой моральной двусмысленности и других тем, успевших стать модными в жанре — только традиционное фэнтези, лишь местами разбавленное очень неплохим юмором.

За событиями вы наблюдаете от первого лица, передвигаетесь по миру в реальном времени, а деретесь в пошаговом режиме. Локации в игре большие, но ни о каком открытом мире речи не идет — в The Bard’s Tale 4, даже прогуливаясь на свежем воздухе, вы на самом деле исследуете лабиринт, состоящий из «коридоров» и «комнат». В общем, фундаментально игра гораздо ближе к RPG-классике, типа Eye of the Beholder или Might & Magic, чем к современным играм калибра Skyrim. И это не обязательно плохо.

Графика в Barrows Deep довольно простая, но вот пейзажи бывают просто потрясающие

Несмотря на то, что в наши дни The Bard’s Tale 4 может показаться в чем-то «урезанной», оторваться от нее очень сложно. Достаточно поиграть буквально полчаса, чтобы почувствовать, как сильно затягивает исследование бесконечных лабиринтов и сражения с населяющей их нечистью. Собственно, бои — одна из причин, по которым The Bard’s Tale 4 так увлекает. Разработчики не стали копировать довольно простую боевую систему оригинала, а придумали новую. Построена она на очках действий. И если в других похожих играх у каждого героя индивидуальный запас сил, то в Barrows Deep очки у группы общие, и вы сами решаете, кто, что и когда именно делает в ваш ход. Из-за этого приходится еще тщательнее планировать действия, особенно в серьезных сражениях.

Дополнительных проблем добавляют персонажи, которые пользуются заклинаниями. Им нужен еще один ресурс, очки магии, причем то, как игра с ними обращается, напоминает скорее Magic: The Gathering, чем обычные RPG. Количество маны здесь не постоянно: начиная бой, ваши маги практически беспомощны, и им нужно сперва накопить волшебную силу при помощи зелий и медитации, а уже потом начинать кидаться молниями. Колдуны в итоге тоже привязаны к общему запасу очков действий, а использование их способностей на самом деле не освобождает игрока от возни с планированием хода, а лишь добавляет в эту систему еще один слой.

Если невовремя расслабиться, может получиться так, что ваш воин не к месту воспользовался «дорогой» АоЕ-способностью, из-за чего у мага со священником не осталось очков, чтобы помедитировать, и следующий ход вы начинается практически беззащитным, так как не подготовили ни серьезного урона, ни лечения. А такие истории нередко заканчиваются плачевно.

Самые мощные заклинания, как правило, еще и требуют дополнительной подготовки, на которую уходит как минимум целый ход, и во время которой колдун ничего больше не может делать. Это тоже заставляет сначала думать, а потом уже действовать

Но, пожалуй, самая необычная боевая механика здесь у бардов. Обычным заклинаниям они не обучены, зато умеют петь волшебные песни, на которые тоже нужна мана. Вот только зарабатывают ее артисты не медитацией или другими духовными практиками, а при помощи алкоголя. Глотнул в бою пивка — можешь прикрыть товарищей волшебным щитом. Полирнул чем-то покрепче — заработал еще больше маны и уменьшил всех противников на целый ход. Хитрость же, как и в реальной жизни, в том, чтобы не перебарщивать. Ведь бард не только наполняется волшебной энергией, но и постепенно пьянеет, и если количество очков опьянения превысит показатель его интеллекта, певец сначала получит кратковременный бонус к силе, а потом вырубится до конца схватки. Кроме того, чтобы держать барда в боевой готовности, нужно постоянно следить за запасами алкоголя и вовремя их пополнять.

Неожиданно большую роль в Barrows Deep играют головоломки. Их тут просто огромное количество — в среднем подземелье на решение загадок тратишь как минимум не меньше времени, чем на драки. К счастью, сложность большинства головоломок отлично сбалансирована, а сами они очень интересные – так что выглядит все это не как препятствие, а как дополнительное развлечение. Есть и вовсе потрясающие эпизоды, вроде Дозорной башни — довольно большой локации в начале игры. Буквально при входе вам предлагают решить музыкальную головоломку с колокольчиками, которая затем совершенно по-новому обыгрывается на каждом новом этаже, создавая ощущение какой-то особой цельности.

Почти любая локация в The Bard’s Tale 4 полна тайников и секретов, так что хочется облазать ее всю и заглянуть под каждый камень

Конечно, не все задачки вышли одинаково хорошо. Например, постоянно повторяющиеся головоломки с шестеренками — явная неудача, потому что решаются простым перебором. Не очень удалась и затея с особым эльфийским оружием. По замыслу авторов, игрок должен был постепенно раскрывать его возможности, решая головоломки, расположенные прямо на самом оружии. Но в итоге фантазии хватило всего на несколько разновидностей задач, причем среди них предсказуемо оказались «пятнашки» — самая убогая и распространенная головоломка на свете. Из-за этого улучшение оружия — одна из немногих ситуаций в The Bard’s Tale 4, где чаще всего хочется просто поскорее разделаться с загадкой и отправиться дальше по своим делам.

Наконец, в игре еще и очень гибкая система прокачки персонажей. Одного и того же героя можно развить совершенно по-разному: воина сделать неубиваемым «танком» или наоборот вкачать все в урон, мага превратить в мастера боевых заклинаний или призывателя. Есть даже классы, о существовании которых в начале игры не подозреваешь, и которые становятся доступны персонажам позже, если не лениться выполнять дополнительные квесты.

Благодаря всему этому, в The Bard’s Tale 4 действительно легко пропасть надолго. Она из тех игр, за которые садишься утром в выходной, а потом смотришь на часы и обнаруживаешь, что уже почти полночь. И мы были бы счастливы поставить на этом точку, но, увы, без нескольких серьезных проблем не обошлось.

Злополучные «пятнашки». Если бы удалось обойтись без них, игра стала бы еще лучше

Так, талант дизайнеров The Bard’s Tale 4 все же не помешал им накосячить в, казалось бы, совершенно очевидных вещах, вроде работы с инвентарем. Найденное добро в игре складывается в общий «рюкзак», разделенный на несколько страниц. Предметов попадается много, никакой автоматической сортировки нет, поэтому инвентарь быстро превращается в помойку. И даже если вы вручную разложите предметы как удобно, то через некоторое время проблема вернется. Почему? Все очень просто — даже если какой-то предмет (скажем, зелье) уже есть в инвентаре, но лежит на третьей странице, а на первой есть свободное место, то новые экземпляры будут падать именно на первую страницу, откуда их надо снова вручную перетаскивать в правильную кучку. Или смириться с постоянным бардаком, выбирайте сами.

Но и это не все. The Bard’s Tale 4 — еще и катастрофически забагованная игра. Проблемы начинаются буквально с экрана настроек, потому что в игре сломан полноэкранный режим – попытки включить его просто приводили к черному экрану, от которого не спасала даже перезагрузка. Чтобы вернуть опции по умолчанию, приходилось удалять папку в пользовательском каталоге Windows. Список проблем можно продолжать еще долго: игра подтормаживает даже на очень пристойных конфигурациях, на карте и миникарте иногда отображаются объекты, которых на самом деле там нет, а в диалогах временами появляются реплики, которые должны быть скрыты, пока собеседник не раскроет вам дополнительную информацию.

А вот это, как ни странно, не баг. В одной из локаций действительно можно встретить левитирующего гоблина в шутовском наряде. Он, правда, уже мертв — зато его можно попинать по комнате

Бывают и совсем не смешные ситуации. Например, однажды мы перешли из одной локации в другую и обнаружили, что из инвентаря пропали вообще все предметы. А в другой раз застряли в текстурах на небольшом пятачке, да так, что пришлось загружать сохранение. И все это — лишь то, с чем столкнулись лично мы, а если зайти в обсуждение игры в Steam, тут же обнаружится еще миллион историй, в которые попадали другие игроки. InXile, конечно, обещает все исправить в патчах, и первое крупное обновление уже вышло, но всех проблем пока не решило.

Торопливость InXile особенно обидна потому, что сама по себе The Bard’s Tale 4 — очень хорошая игра, авторы которой взяли лучшее у классических RPG 80-х и 90-х, и дополнили новыми идеями. Это настоящий подарок для всех фанатов жанра — как для ветеранов, так и для тех, кто никогда не видел оригинальную трилогию. Обязательно сыграйте месяца через два – к этому времени багов и прочих проблем должно стать меньше.

Источник

Exit mobile version