Студия InXile в последние годы стала одной из главных проповедниц классических ролевых игр. Несколько лет назад она воскресила Wasteland, игру, без которой скорее всего не было бы Fallout, а совсем недавно выпустила Torment: Tides of Numenera — духовную наследницу Planescape: Torment. Наконец, буквально на днях вышла The Bard’s Tale 4: Barrows Deep — прямое продолжение одной из важнейших ролевых серий, последняя часть которой в этом году отмечает аж тридцатый день рождения.
Здесь, конечно, стоит упомянуть еще и The Bard's Tale 2004 года все той же InXile. Игра была очень неплохая, но с оригинальной трилогией ее связывало разве что название. И сюжет, и персонажи, и геймплей в ней оказались совершенно другие. Правами на торговую марку тогда владела Electronic Arts, так что сделать полноценное продолжение у InXile получилось лишь полтора десятилетия спустя.
Пожалуй, главное, что нужно знать о The Bard’s Tale 4 – это очень старомодная игра. Управляя отрядом приключенцев, в котором может быть до 6 человек одновременно, вы исследуете мир, населенный эльфами, гномами и прочими околотолкиеновскими созданиями, и пытаетесь спасти его от пробуждающегося в очередной раз Древнего Зла. Здесь нет никакой моральной двусмысленности и других тем, успевших стать модными в жанре — только традиционное фэнтези, лишь местами разбавленное очень неплохим юмором.
За событиями вы наблюдаете от первого лица, передвигаетесь по миру в реальном времени, а деретесь в пошаговом режиме. Локации в игре большие, но ни о каком открытом мире речи не идет — в The Bard’s Tale 4, даже прогуливаясь на свежем воздухе, вы на самом деле исследуете лабиринт, состоящий из «коридоров» и «комнат». В общем, фундаментально игра гораздо ближе к RPG-классике, типа Eye of the Beholder или Might & Magic, чем к современным играм калибра Skyrim. И это не обязательно плохо.
Несмотря на то, что в наши дни The Bard’s Tale 4 может показаться в чем-то «урезанной», оторваться от нее очень сложно. Достаточно поиграть буквально полчаса, чтобы почувствовать, как сильно затягивает исследование бесконечных лабиринтов и сражения с населяющей их нечистью. Собственно, бои — одна из причин, по которым The Bard’s Tale 4 так увлекает. Разработчики не стали копировать довольно простую боевую систему оригинала, а придумали новую. Построена она на очках действий. И если в других похожих играх у каждого героя индивидуальный запас сил, то в Barrows Deep очки у группы общие, и вы сами решаете, кто, что и когда именно делает в ваш ход. Из-за этого приходится еще тщательнее планировать действия, особенно в серьезных сражениях.
Дополнительных проблем добавляют персонажи, которые пользуются заклинаниями. Им нужен еще один ресурс, очки магии, причем то, как игра с ними обращается, напоминает скорее Magic: The Gathering, чем обычные RPG. Количество маны здесь не постоянно: начиная бой, ваши маги практически беспомощны, и им нужно сперва накопить волшебную силу при помощи зелий и медитации, а уже потом начинать кидаться молниями. Колдуны в итоге тоже привязаны к общему запасу очков действий, а использование их способностей на самом деле не освобождает игрока от возни с планированием хода, а лишь добавляет в эту систему еще один слой.
Если невовремя расслабиться, может получиться так, что ваш воин не к месту воспользовался «дорогой» АоЕ-способностью, из-за чего у мага со священником не осталось очков, чтобы помедитировать, и следующий ход вы начинается практически беззащитным, так как не подготовили ни серьезного урона, ни лечения. А такие истории нередко заканчиваются плачевно.
Но, пожалуй, самая необычная боевая механика здесь у бардов. Обычным заклинаниям они не обучены, зато умеют петь волшебные песни, на которые тоже нужна мана. Вот только зарабатывают ее артисты не медитацией или другими духовными практиками, а при помощи алкоголя. Глотнул в бою пивка — можешь прикрыть товарищей волшебным щитом. Полирнул чем-то покрепче — заработал еще больше маны и уменьшил всех противников на целый ход. Хитрость же, как и в реальной жизни, в том, чтобы не перебарщивать. Ведь бард не только наполняется волшебной энергией, но и постепенно пьянеет, и если количество очков опьянения превысит показатель его интеллекта, певец сначала получит кратковременный бонус к силе, а потом вырубится до конца схватки. Кроме того, чтобы держать барда в боевой готовности, нужно постоянно следить за запасами алкоголя и вовремя их пополнять.
Неожиданно большую роль в Barrows Deep играют головоломки. Их тут просто огромное количество — в среднем подземелье на решение загадок тратишь как минимум не меньше времени, чем на драки. К счастью, сложность большинства головоломок отлично сбалансирована, а сами они очень интересные – так что выглядит все это не как препятствие, а как дополнительное развлечение. Есть и вовсе потрясающие эпизоды, вроде Дозорной башни — довольно большой локации в начале игры. Буквально при входе вам предлагают решить музыкальную головоломку с колокольчиками, которая затем совершенно по-новому обыгрывается на каждом новом этаже, создавая ощущение какой-то особой цельности.
Конечно, не все задачки вышли одинаково хорошо. Например, постоянно повторяющиеся головоломки с шестеренками — явная неудача, потому что решаются простым перебором. Не очень удалась и затея с особым эльфийским оружием. По замыслу авторов, игрок должен был постепенно раскрывать его возможности, решая головоломки, расположенные прямо на самом оружии. Но в итоге фантазии хватило всего на несколько разновидностей задач, причем среди них предсказуемо оказались «пятнашки» — самая убогая и распространенная головоломка на свете. Из-за этого улучшение оружия — одна из немногих ситуаций в The Bard’s Tale 4, где чаще всего хочется просто поскорее разделаться с загадкой и отправиться дальше по своим делам.
Наконец, в игре еще и очень гибкая система прокачки персонажей. Одного и того же героя можно развить совершенно по-разному: воина сделать неубиваемым «танком» или наоборот вкачать все в урон, мага превратить в мастера боевых заклинаний или призывателя. Есть даже классы, о существовании которых в начале игры не подозреваешь, и которые становятся доступны персонажам позже, если не лениться выполнять дополнительные квесты.
Благодаря всему этому, в The Bard’s Tale 4 действительно легко пропасть надолго. Она из тех игр, за которые садишься утром в выходной, а потом смотришь на часы и обнаруживаешь, что уже почти полночь. И мы были бы счастливы поставить на этом точку, но, увы, без нескольких серьезных проблем не обошлось.
Так, талант дизайнеров The Bard’s Tale 4 все же не помешал им накосячить в, казалось бы, совершенно очевидных вещах, вроде работы с инвентарем. Найденное добро в игре складывается в общий «рюкзак», разделенный на несколько страниц. Предметов попадается много, никакой автоматической сортировки нет, поэтому инвентарь быстро превращается в помойку. И даже если вы вручную разложите предметы как удобно, то через некоторое время проблема вернется. Почему? Все очень просто — даже если какой-то предмет (скажем, зелье) уже есть в инвентаре, но лежит на третьей странице, а на первой есть свободное место, то новые экземпляры будут падать именно на первую страницу, откуда их надо снова вручную перетаскивать в правильную кучку. Или смириться с постоянным бардаком, выбирайте сами.
Но и это не все. The Bard’s Tale 4 — еще и катастрофически забагованная игра. Проблемы начинаются буквально с экрана настроек, потому что в игре сломан полноэкранный режим – попытки включить его просто приводили к черному экрану, от которого не спасала даже перезагрузка. Чтобы вернуть опции по умолчанию, приходилось удалять папку в пользовательском каталоге Windows. Список проблем можно продолжать еще долго: игра подтормаживает даже на очень пристойных конфигурациях, на карте и миникарте иногда отображаются объекты, которых на самом деле там нет, а в диалогах временами появляются реплики, которые должны быть скрыты, пока собеседник не раскроет вам дополнительную информацию.
Бывают и совсем не смешные ситуации. Например, однажды мы перешли из одной локации в другую и обнаружили, что из инвентаря пропали вообще все предметы. А в другой раз застряли в текстурах на небольшом пятачке, да так, что пришлось загружать сохранение. И все это — лишь то, с чем столкнулись лично мы, а если зайти в обсуждение игры в Steam, тут же обнаружится еще миллион историй, в которые попадали другие игроки. InXile, конечно, обещает все исправить в патчах, и первое крупное обновление уже вышло, но всех проблем пока не решило.
Торопливость InXile особенно обидна потому, что сама по себе The Bard’s Tale 4 — очень хорошая игра, авторы которой взяли лучшее у классических RPG 80-х и 90-х, и дополнили новыми идеями. Это настоящий подарок для всех фанатов жанра — как для ветеранов, так и для тех, кто никогда не видел оригинальную трилогию. Обязательно сыграйте месяца через два – к этому времени багов и прочих проблем должно стать меньше.