Жанр “интерактивное кино” существует уже больше 50 лет: соответствующая статья на «Википедии» отсылает к фильму «Киноавтомат» 1967 года. Понимание того, как должно работать такое кино, с тех пор не слишком сильно менялось: повествование идет линейно, а в ключевых местах зрителям предлагается выбрать один из нескольких вариантов дальнейшего развития событий.
С появлением видеоигр эта концепция стала сложнее — взять хотя бы запутанный лабиринт из сюжетных арок в Until Dawn или многолетние эксперименты Дэвида Кейджа. Но совсем далеко заходят лишь считанные единицы. Автор Telling Lies (а до этого — очень похожей Her Story) Сэм Барлоу — как раз один из них.
О том, чем именно эксперименты Барлоу отличаются от прочих аналогичных работ, лучше всего рассказал сам автор. В одном из интервью он вспомнил об эффекте, который производит на фанатов выход новой серии горячо ожидаемого сериала. Как правило, после титров все бегут в поисковики и на форумы, чтобы обсудить детали каждой отдельной сцены, убедиться, что не упустили ни одного хитрого намека автора, а по пути изобрести парочку безумных теорий. Примерно такой эффект производит Telling Lies: здесь приходится чуть ли не с лупой изучать коротенькие фрагменты видео, в которых, кажется, скрыта очередная улика, подсказка, нечаянно оброненное слово — что угодно, что поможет добавить очередную деталь к общей картине. В потоке информации порой реально не понимаешь, какие фрагменты относятся к основной линии, а какие являются просто интересными подробностями, но в этом и прелесть Telling Lies.
Собственно, ковыряние в чужих видеоархивах — по-прежнему единственный геймплей в арсенале Барлоу
Собственно, ковыряние в чужих видеоархивах — по-прежнему единственный геймплей в арсенале Барлоу. По сравнению с Her Story процесс стал и красочнее, и сложнее: вместо записи допроса одной героини — полноценный актерский состав, вместо камерной истории убийства — шпионский детектив про внедрение провокатора из ФБР в ячейку террористов. Но дело, разумеется, не в истории как таковой, а в том, как она подается: Telling Lies предлагает серию записей видеозвонков самых разных людей, а также съемки скрытой камерой. Если двое разговаривают по сети — то слышно только одного из собеседников, реплики второго предлагается угадывать и/или выискивать в архивах по ключевым словам.
Прорыв Сэма Барлоу заключается в том, что он решительно разломал линейную структуру сценария: историю приходится собирать по частям, как пазл. Только в пазлах не бывает лишних деталей, а здесь они составляют едва ли не девять десятых всего контента: кухонные разговоры о погоде и о виниле, скучные отчеты начальству, тупое молчание на камеру… В этой куче видеомусора зарыты важнейшие открытия, и порой от просмотра ролика до понимания того, о чем в нем шла речь, проходит несколько часов. “Лишние” детали на самом деле совсем не лишние: таким образом автору удается полнее раскрыть своих героев. Но главное — таким образом любой кадр начинает работать на геймплей: напряженно мотая несколько минут скучнейшего видео туда-сюда, чувствуешь себя настоящим детективом, ведь любое слово, оброненное как бы невзначай, может стать началом целой цепочки новых обстоятельств.
По привычке, оставшейся от Her Story, ролики хочется смотреть целиком, а мотать их можно только вручную, причем не очень быстро
Более сложный геймплей неожиданно породил неприятные проблемы в интерфейсе. Так, найденный по ключевому слову ролик запускается ровно в тот момент, когда это слово было произнесено героем. Вероятно, разработчики предполагали, что игроки будут смотреть каждое видео не целиком, а отдельными отрывками — вероятно, для этого же в игре появилась система закладок и хэштегов. Но по привычке, оставшейся от Her Story, ролики хочется смотреть целиком, а мотать их можно только вручную, причем не очень быстро. И если введенное вами слово оказалось где-то в конце десятиминутного ролика, то придется ждать примерно минуту, чтобы вернуться к началу.
Задумка с разговорами по видео, в которых мы слышим и видим только одного из собеседников, сама по себе очень интригующая, но в Telling Lies почему-то отсутствует возможность запустить два найденных фрагмента одного разговора одновременно. Из-за этого хронометраж одного ролика увеличивается вдвое.
Разросшийся масштаб — вообще главная беда Telling Lies в сравнении с Her Story. Распутать основные сюжетные нити не так уж сложно, особенно если запастись ручкой и блокнотом. Но большую часть времени герои просто беседуют, и выглядит это ровно так, как обычно выглядит независимое разговорное кино: долгие вздохи на камеру, сонное молчание и прочий ASMR. Где-то среди этого спрятаны драматические события и страшные признания, но чтобы докопаться до них, нужно позволить себе проникнуться главными героями и их историями.
К счастью, проникаться всеми и от души, в общем-то, не нужно: Telling Lies и не предполагает, что вы будете пытаться найти и посмотреть все-все ролики от и до. К финальным титрам можно прорваться сравнительно быстро, а вот насколько глубоко вам захочется копаться в деталях — зависит только от вашего желания. Telling Lies — это, пожалуй, самый современный подход к жанру интерактивного кино. Современный хотя бы потому, что в мире клипового мышления и коротких сюжетов эта игра умудряется рассказать историю ровно такой длины и формата, на какой у вас хватит фантазии и терпения.
Также читайте:
Greedfall — «потемкинская» ролевая играGears 5 — новая надежда Xbox OnePagan Online — славянская Diablo