Если судить по циклу Steamworld, эксперименты с жанрами и сеттингами — любимое развлечение шведской студии Image & Form. Разработчики уже населяли роботами на паровом ходу и Дикий Запад, и космический фронтир, заставляли их оборонять шахты от людишек в Steamworld Tower Defense и участвовать в перестрелках-головоломках в Steamworld Heist. Теперь же в ролевой игре Steamworld Quest: Hand of Gilgamech роботы оказались в фэнтезийном мире: обжили деревушки и замки, а также разобрали все популярные роли — от странствующих рыцарей и торговцев до магов-академиков и даже злонамеренных огров. До этого игра уже вышла на Switch, а теперь появилась и на PC.
Все любимые разработчиками элементы на месте — для сражений придумана интересная механика, персонажи изо всех сил пытаются острить, а необычный визуальный дизайн сразу обращает на себя внимание. Хотя, если закрыть глаза на вездесущие шарниры и смешной робоязык, которым озвучена игра, происходящее на экране — совершенно линейная история о группе молодых искателей приключений. Вот не в меру энергичная дева (по крайней мере, собратья-роботы моментально видят в ней женщину), которая любит поесть, подраться и почитать вслух историю приключений любимого легендарного героя. Вот ее напарница, немного чопорная магичка, которая так и останется голосом разума в этой лихой компании, а вот дружественный робот, который рад бы ни во что не вмешиваться, но уже поздно. Какая-то банда разорила родную деревню, разнесла в клочья местную Гильдию искателей приключений, и теперь самое время вывести негодяев на чистую воду (а заодно как следует прокачаться). Шутки, правда, быстро становятся однообразными, но и сама игра достаточно компактна — на прохождение уйдет примерно 15 часов.
Разбираться в правилах пошаговых боев поначалу очень интересно. Герои используют для выяснения отношений карты: они нужны и чтобы рубануть врага мечом, и чтобы наслать на жертву столб огня. У каждого бойца есть индивидуальная колода, которую предлагается собирать из доступных только ему приемов: перед боем они смешиваются в одну общую колоду, и карты приходят вам в руку случайным образом. Вполне может сложиться ситуация, что у вас есть, условно говоря, три приема для одного героя, два — для другого, а третий — вообще не у дел. В этом нет ничего страшного, пока все бойцы живы. Наоборот, если вам удастся выстроить цепочку из трех приемов одного и того же героя, тот без очереди выполнит четвертый прием, обычно недоступный. Какой именно, зависит от экипированного оружия, которое покупается отдельно.
Мощные приемы нельзя сыграть сразу же — нужна «энергия пара», которая накапливается в обмен за каждый сыгранный простой прием. Перед каждым обменом ударами можно заменить до двух карт в руке — повод поломать голову над тактикой. Например, решить, стоит ли сейчас пожертвовать картой мощного приема в надежде, что в руку придет карта нужного персонажа и можно будет сыграть цепочку, и прикрыть весь отряд бонусным магическим щитом? Или, напротив, лучше повременить, чтобы накопить энергию?
Вся эта система неплохо работает до тех пор, пока кто-нибудь не умирает — карты этого персонажа не исчезают, заменить его кем-то со скамейки запасных нельзя, и рука моментально забивается бесполезными приемами. Шансы выжить стремительно падают: воскрешающие предметы стоят очень дорого, особенно поначалу. И это, конечно, бесит — чаще всего заканчивается тем, что просто перезагружаешь игру и начинаешь с ближайшего сохранения.
Вдобавок бои быстро становятся очень неторопливыми. Когда вы разыгрываете свои карты — выкладываете на стол, подтверждаете выбор, — вам обязательно демонстрируют анимацию приемов: рыцарша подбегает к врагам и бьет их мечом, магичка вызывает огненный вихрь и так далее. Происходящее можно ускорить (персонажи начинают метаться точно ужаленные), но нельзя отказаться от анимации полностью. С гриндом же ситуация двоякая. Прокачиваться негде: урожай опыта за успешные бои очень быстро иссякает. Чтобы герои не пришли к ключевому противнику слишком уж сильными, после определенного уровня в каждой сюжетной главе срабатывает встроенное ограничение, и количество опыта, получаемое от поверженных врагов, стремительно падает. В то же время денег мало, ингредиентов для крафта карт — тоже, и это вынуждает возвращаться в уже пройденные сюжетные главы, чтобы немного поохотиться. Но новых карт не настолько много, чтобы ты видел — вот приобретешь еще эту пачку, и враги запоют совсем по-другому.
В какой-то момент неизбежно упираешься в то, что в Steamworld Quest попросту мало вариативности. Мало типов врагов, мало карт, мало разных «бонусных» приемов, мало персонажей и мало поводов менять их в отряде. То, что есть, получилось добротным, но надолго не увлекает, пускай это и приятное развлечение на пару вечеров. Для портативной консоли — неплохой вариант, но на PC хочется чего-нибудь повеселее.