Обычно игры про автомобили, будь то аркады или симуляторы, — про скорость. В крайнем случае, как со знаменитыми «Дальнобойщиками 2», — про выбор маршрута и спокойную доставку груза в указанную точку. Но игр про отчаянную борьбу природы и автомобиля практически нет. Snowrunner – одна из немногих, и ей найдется, чем порадовать тех, кому понравится ее концепция.
Тише едешь – дальше будешь
Вдумчивый, неторопливый процесс преодоления ужасного бездорожья и есть та основа, на которой строится все остальное. За правдоподобность поездок отвечает движок Havok — его Snowrunner унаследовала от предшественниц Spintires и Mudrunner. Вы почувствуете каждую кочку, каждую лежащую на пути крупную ветку, каждый сугроб и каждый сантиметр грязи, в которой беспомощно – а это будет происходить сотни и тысячи раз – зароется ваш виртуальный вездеход.
На уровень бездорожья в полной мере влияет погода. На сухой поверхности машина едет бодро, на мокром грунте постоянно норовит сесть на брюхо. А гололед, стоит только разогнаться хотя бы до 30 км/ч, приводит к полной потере управления. Все как в реальной жизни — если вы хоть раз теряли управление на зимней трассе, то эти ощущения будут вам хорошо знакомы.
На войне с бездорожьем приходится использовать все возможности представленных машин – их в игре более 40. Автопарк представлен творениями американского и российского автопромов. «Хаммеры», «Шеви» и «Интернешнлы» лицензированы, а ГАЗы, УАЗы и КАМАЗы скрываются за выдуманными названиями и чуточку отличаются парой-тройкой деталей, чтобы производитель не подал иск. Хотя образы, конечно, все равно узнаются.
А что с управлением? Полный привод, блокировка дифференциала, понижающие передачи, лебедка – всем этим придется активно пользоваться. Пригодится даже возможность поставить машину на ручник: например, чтобы взять паузу на крутом склоне и просчитать дальнейшую стратегию подъема.
Помочь в борьбе с природой может тюнинг. Помимо не влияющей ни на что косметики вроде перекрашивания и козырька над лобовым стеклом, можно взяться и за конструктив. Правда, ограничивать вас будет не только запас зарабатываемых в игре кредитов. Увеличение мощности двигателя уменьшает надежность и повышает расход топлива. Более высокая подвеска поднимает центр тяжести и шансы опрокинуться. И так далее.
Помимо всяких шнорехелей, лебедок, видов шин и шестерней КПП, для машин побольше можно покупать и платформы для перевозки грузов – от обычных бортовых кузовов до цистерн, кунгов с запчастями и установок для исследования пустот. Все это игроку обязательно пригодится.
Экосистема
Всего в игре есть три больших региона – глубинка штата Мичиган после наводнения, Аляска, и полуостров Таймыр – кусочек России. В Мичигане царит оcень, Аляска – сплошное «мороз и солнце, день чудесный», а в России, вопреки стереотипам, всегда лето. Всех их, помимо бездорожья, объединяет еще и то, что в каждом добывают нефть – посетить буровые вышки придется не раз и не два. Прохождение строится по тому же принципу, что и в Mudrunner: сначала проводим разведку на относительно небольших внедорожниках вроде ГАЗ-69 или «Хаммера», потом пригоняем грузовики, чиним дороги, развозим грузы, открываем тоннели, ведущие к другим картам.
Прошлую часть ругали за небольшое количество контента. В Snowrunner этот вопрос взялись решить, но не увеличением количества карт, а густым наполнением их заданиями. Все доступные в игре карты выглядят как одна большая полоса препятствий не просто так: или по региону прошлось стихийное бедствие, или это изначально малоосвоенные дали на краю мира. Вам надо приводить все в порядок – доставлять грузы, вытаскивать из болот и рек застрявшие автомобили, ремонтировать мосты и разбирать завалы. А иногда даже участвовать в расследованиях в духе «какая сволочь сделала врезку в наш трубопровод».
Правда, сюжет сводится к кратким текстовым вступлениям, а большая часть заданий выполняется одним способом – доставить столько-то таких-то единиц груза в заданную точку. Фактически, они нужны лишь для того, чтобы придать внешний смысл главному действу – борьбе с бездорожьем, а вот она как раз затягивает не на шутку. Кроме того, в самых труднодоступных местах заныканы уникальные запчасти и иногда даже автомобили. Отремонтировав и эвакуировав их в гараж, вы сможете забрать их себе.
Ремонт дорожной сети реально влияет на стратегию игры. Короткий путь чаще всего и самый сложный. Карты изобилуют топкими местами – даже если пробьете их «в лоб», израсходуете слишком много топлива. Особенно если едете не порожняком, а на забитом бетонными плитами грузовике, тянущем за собой прицеп с брусом. И придется лишний раз гонять цистерну с дизелем, чтобы заправиться.
Кстати, сохраняться и загружаться по желанию нельзя – только начать новую кампанию. Игра автосейвится буквально каждые несколько секунд – все для того, чтобы, застряв, вы не грузили сохранение, а пытались вытащить завязший грузовик другим. Правда, можно всегда эвакуировать любую машину в гараж, но тогда весь маршрут придется преодолевать заново.
Эволюция
Может показаться, что Snowrunner не сильно отличается от предыдущих частей. Действительно, разработчики предпочли не менять формулу, но доработали ее так, чтобы избавить игрока от самых раздражающих вещей.
Например, появилась возможность полностью автоматизировать погрузку – возиться с бревнами в Mudrunner было очень специфическим удовольствием. Стала лучше карта – на цветную и подробную стало просто приятно смотреть, да и редактировать проставленные точки маршрута стало удобнее. Появилась возможность проматывать времена суток, выбирая наиболее понравившиеся эпизоды.
Стала приятнее графика. Это, конечно, все еще не «блокбастерный» уровень, но посмотреть на горную речушку, болото в лучах закатного солнца или русский лес на Таймыре – одно удовольствие.
Правда, глаза все еще режут мелкие, но обидные недоработки. Например, не горящие фары – лучи света от них исправно освещают окрестности, но вот сами линзы так и остаются безжизненно-серыми. Или проблемы с информативностью – некоторые аспекты работы экосистемы приходится постигать опытным путем.
Snowrunner получилась довольно самобытной и куда более насыщенной и отлаженной, чем предыдущие выпуски серии. Это нишевая игра, но если вам близка тема езды по бездорожью, то тут ее раскрывают во всех подробностях. Она понравится и тем, кому не по нраву «быстрые» игры, но хочется чего-то про автомобили. Неспешная, вдумчивая борьба с грязью — отличный повод взглянуть по-новому на жанр автосима.