Slay the Spire обрела культовый статус и тысячи преданных фанатов еще в конце 2017 года, едва появившись в раннем доступе Steam. Студия Mega Crit, состоящая всего из двух человек, выпустила по-настоящему оригинальную игру, которая совмещала элементы roguelike и ККИ. В январе наконец-то вышла долгожданная релизная версия Slay the Spire, а значит, можно дать труду разработчиков окончательную оценку и объяснить, чем вызван весь этот фурор.
Главная цель игрока — добраться до вершины вынесенного в название Шпиля и победить финального босса. Геймплей условно разделен на две части. Одна — это путешествие по карте, на которой вся паутина коридоров и комнат видна с самого начала, а вам нужно проложить оптимальный маршрут. Вторая — собственно битвы, где вы пытаетесь одолеть оппонента при помощи колоды, составленной из карт, которые выдаются за победы в сражениях.
Звучит достаточно просто, но фишка в том, что мир Slay the Spire жесток и — главное — абсолютно непредсказуем. В этом смысле игра похожа на какую-нибудь Darkest Dungeon. И карта, и набор врагов — все генерируется заново при каждом прохождении, так что невозможно предугадать, какие напасти вас ждут. Жизнь у героя только одна, так что после каждого фиаско придется начинать все заново. Безвозвратно пропадают даже заработанные в процессе карты, так что новый забег это по определению еще и новый билд, к которому вам приходится адаптироваться на ходу. Карт в Slay the Spire масса, а количество возможных комбинаций настолько велико, что при желании можно придумать как минимум по десятку интересных билдов на каждого стартового героя.
Сами играбельные персонажи отличаются стартовыми колодами, некоторыми базовыми характеристиками и тем, какие карты выпадают во время прохождения. Например, можно стать необыкновенно живучим воином в доспехах, безмолвной ассасинкой, которая специализируется на отравляющих картах, или боевым роботом по прозвищу Дефект. Последний персонаж особенно отличается от других: он использует карты, которые заряжают и разряжают особые энергетические сферы, летающие над его головой и причиняющие урон врагам.
В Slay the Spire огромную роль играет случай, но раздражения это не вызывает, даже когда начинается откровенная непруха. Разработчики сделали все возможное, чтобы выдержать баланс между случайностью и личными навыками игрока. Игра предоставляет массу важной информации, которая помогает принимать непростые решения. Например, все комнаты на карте помечены пиктограммами, которые позволяют хотя бы в общих чертах понять, что ждет внутри — обычный или элитный враг, комната отдыха, где можно восстановить силы и улучшить экипировку, или сундук с сокровищами. Даже во время сражения вы видите, что собирается предпринять в свой ход враг, и можете отталкиваться от этой информации, решая, какие карты разыграть.
Кроме того, один полный забег занимает от силы час. Поэтому, даже если все заканчивается гибелью, нет ощущения, что вы напрасно потеряли кучу времени. А любые негативные эмоции, вызванные провалом, тут же улетучиваются, когда удача наконец вам улыбается. Скажем, заполучив после длинной черной полосы реликвию, автоматически отравляющую всех врагов в начале боя, а потом — еще и карту “Катализатор”, которая радикально усиливает урон от яда, радуешься буквально как ребенок.
Помимо основного режима, который можно проходить сколько угодно раз, есть еще два дополнительных: ежедневная вылазка и свободная игра. В первом действуют разные модификаторы, которые, как можно догадаться, меняются каждый день. Эффекты от них бывают самые разные: например, увеличенная частота появления элитных врагов или уменьшение стартового запаса здоровья у героя до всего 1 очка. Свободная игра открывается после завершения ежедневной вылазки. Здесь тоже все завязано на модификаторах, но вы можете выбирать их сами.
Единственное, что негативно сказывается на реиграбельности — небольшое количество противников и боссов. Самые яркие эмоции получаешь поначалу, когда еще не знаешь, на что способны местные монстры. Но потом они начинают повторяться, игрок выучивает их способности, и сердце перестает сжиматься перед входом в каждую новую комнату. Кроме того, три героя, за которых можно сыграть, тоже в какой-то момент приедаются, несмотря на множество возможных билдов. Тут на помощь приходят фанатские моды: в официальной мастерской игры в Steam уже сейчас можно найти качественные модификации с огромным количеством новых классов.
Далеко не все многообещающие инди-игры, которые годами находились в раннем доступе, оправдывают ожидания, но Slay the Spire — это, без сомнений, пример проекта, который не подвел и не разочаровал. Разработчики сделали отличную игру с оригинальной механикой и суровым, но совершенно не раздражающим геймплеем. Это отличное развлечение на неделю, месяц или, если обратить внимание на бесчисленные фанатские моды, даже дольше. Ну, а там, глядишь, и сиквел подоспеет.