Более-менее все ценители японских RPG представляют, что такое Shin Megami Tensei, благодаря другому оккультному сериалу от Atlus, Persona. Это история о разрушении привычного мира и построении нового вместе с одним из великих богов, олицетворяющих порядок или хаос, или нейтралитет. Игрока практически сразу забрасывают в потусторонний (иногда постапокалиптический) мир, где он вынужден находить общий язык с демонами — буквально, чтобы вербовать их в качестве бойцов (как в «Покемонах»). Спустя десятки часов он может убить бога-творца и определить, каким будет следующее перерождение вселенной.
По сюжету пятой части, Токио был разрушен с остальным миром почти двадцать лет назад, но в последний миг Бог воссоздал копию части города и изолировал ее, сохранив также людей. Хотя человечество в целом ни о чем не подозревает, отдельные личности, объединившись с силами Порядка (ангелами, для простоты), прекрасно осведомлены о реальном положении вещей и ищут спасения — после смерти бога-творца город медленно распадается, и силы Хаоса то и дело прорывают оборону и убивают людей. Главный герой — обычный японский школьник — волею случая переносится в демонический мир, где сливается в единый организм с синтетическим протодемоном и становится Нахобино — полубогом, избранным героем, которому все по плечу.
В любой другой Shin Megami Tensei поток сюжетной информации после этого момента превратился бы в едва заметный ручеек и не отвлекал бы до момента принятия каких-нибудь судьбоносных решений. Но в пятой части все иначе: герой перемещается между потусторонним и «реальным» мирами, пару раз навещает школу, встречается с друзьями на крыше общежития и один раз навещает местный храм, и все это время персонажи вокруг делятся переживаниями, волнениями, сомнениями. Даже демоны не упускают случая рассказать о себе и своих взглядах. Фанатам сериала такая театральная постановка вряд ли добавит ценности, а новоприбывшим энтузиастам этого окажется попросту мало — отсюда и многочисленные обидные сравнения с Persona в западных рецензиях. Дескать, школу вы добавили, а дальше-то что?
Прежде какие-то детали по сюжету подавались в процессе прохождения затянутых подземелий-лабиринтов с самыми нечестными ловушками и дизайнерскими решениями в истории жанра: изматывающие забеги по одинаковым коридорам, где то пол становился лавой, то свет пропадал, то невидимый телепортатор отправлял героя в самое начало. Теперь все происходит по новым правилам. Героя выбрасывает в открытый мир, по которому он может абсолютно свободно перемещаться — убегать от противников, искать тайники, брать квесты у демонов и прочее. Устроено это примерно как в Tales of Arise, то есть каждая локация сравнительно просторная и сильно отличается от коридорных уровней в SMT4. Беготня напоминает все игры в открытом мире сразу — тут и светящиеся сферы собирать надо, и искать потерявшихся крошек-миманов (в магазине дают подарки за каждую пятерку найденышей), и периодически уничтожать местные вышки, за которые дают доступ к приобретению полезных улучшений для Нахобино. Ожидать этого от Shin Megami Tensei никто не смел, но, как оказалось, зря — получилось уместно, здорово и на очень достойном уровне.
Есть, правда, несколько оговорок. Таких локаций всего четыре, и они не могут похвастаться большими размерами или кардинально отличающимся оформлением. Это напрямую сказывается на продолжительности игры, но также дает искаженное представление о демоническом мире — он кажется каким-то камерным, крошечным, тесным. Но самое странное, что характерные для старых выпусков подземелья (для прохождения которых проще начать самому рисовать карту с маршрутом в тетради в клетку) в игре тоже есть — правда, всего два с половиной, что опять-таки говорит не в пользу многообразия. Поскольку весь дополнительный контент, в том числе платный, доступен с первого дня, надежд на какое-то расширение этого списка не остается.
Найти этому оправдание довольно просто. Дело в том, что пятая часть — самая красивая в сериале. Никогда прежде он не получал такого внимания к деталям и к техническому исполнению (в портативном режиме иногда проседает скорость смены кадров, но к этому быстро привыкаешь). Модели и анимации демонов, сюжетные заставки на движке игры, окружение что в Токио, что в демоническом мире, встречи с супербоссами — все это выглядит очень впечатляюще. Особенно для сериала, всегда максимально бюджетно подходившего к визуальной составляющей. Подобный прыжок в высшую лигу, из прогулки по лабиринту от первого лица с анимированными в два кадра демонами до полноценной современной JRPG, дался в том числе ценой дополнительных локаций. Что, в сущности, не самый плохой компромисс: зато подборка демонов без обидных сокращений, и каждому уделили должное внимание, а они тут рок-звезды.
Суть пошаговой боевой системы Shin Megami Tensei V в правильном подборе демонов. Каждое мифическое существо обладает своими слабостями и сильными сторонами — например, кто-то может быть уязвим к ледяным атакам, но полностью блокировать физические. Помимо этого, у демонов есть набор навыков, и по мере роста уровня они могут заменяться — это происходит на усмотрение игрока. Завербовать бойцов в свои ряды можно, либо продемонстрировав недюжую силу (если уровень игрока сильно выше демона, тот попросит пощады), либо выполнив немногочисленные побочные квесты, либо уговорив их присоединиться. Диалоги все еще по большей части рандомные — никогда не знаешь наверняка, как тот или иной демон отреагирует на предложение, что попросит в подарок и так далее.
Демонов можно «сливать» вместе, и тогда получится другой, часто более мощный, способный унаследовать часть скиллов «родителей». Пущенных в расход существ легко вернуть из каталога (компендиума), заплатив определенную сумму. Само «слияние» в пятой части сильно упрощено: схема только одна (один плюс один), зато предлагается обратное слияние (когда сразу показывают, какой демон получится, и после надо выбирать, какие комбинации имеющихся в команде бойцов для этого лучше задействовать), а также слияние с применением компендиума (когда показывают готовых демонов, учитывая сразу тех, кто уже открыт в каталоге, с указанием финальной стоимости). Последняя опция самая дорогостоящая, но иногда сильно проще и менее времязатратно подкопить денег, чем снова и снова болтать с привередливыми котами в сапогах и персонажами фольклора разных стран.
Нахобино развивается отдельно от всех: он накапливает уровень, и игроку разрешают выбирать, какие характеристики прокачивать дальше. Любопытно, что максимальное количество уровней — 99, а вот ограничение шкалы характеристик (сила, магия, выносливость и прочее) лишь визуальное — при желании магию можно развить хоть до 122 уровня. Магические атаки Нахобино наследует из «сущностей» демонов, получаемых в подарок от них, либо приобретаемых в магазинах или случайно обнаруженных в призовых сферах на локациях. Таким образом, герой сам можно подстраиваться под нужную ситуацию, меняя стихийные слабости и усиливая нужные характеристики. От огнестрельного и холодного оружия для персонажей-людей в пятой части полностью отказались. Как и в Shin Megami Tensei Nocturne, ремастер которой вышел ранее в этом году, главный герой не пользуется никакой экипировкой или дополнительными аксессуарами.
Shin Megami Tensei V — это смелый и решительный шаг легендарного ролевого сериала, долгое время вынужденного перебиваться ценными для фанатов, но все же бюджетными решениями. Внешне, визуально он вполне способен тягаться с популярными играми в жанре, внутри же — подглядел, как делают остальные, и адаптировал под себя перемещение по миру, сложные нюансы ролевой системы, чуть-чуть изменил повествование. Неизменной осталась хардкорная боевая система, когда промах или блок противника лишают игрока хода, а попадание врага по слабости одного из членов команда дарует противнику дополнительный ход.
Но в этом скрывается одна из наиболее ценных для фанатов идей, когда планировать надо и такие ситуации в том числе. Кому слишком непросто — может бесплатно скачать уровень сложности Safety (вместе с японской озвучкой, она не поместилась на картридж). Остальным же настоятельно рекомендуем попробовать одолеть игру со всеми хитростями, уловками и нечестными трюками, бережливо сохраненными авторами на протяжении не одного десятка лет. А если покажется мало — попробовать платное дополнение Return of the True Demon, включающее максимально сложное сражение в полудемоном — главным героем SMT Nocturne. В конце концов, речь идет о новом сотворении мира — оно не должно быть простым!