Суровое выживание в грязной постапокалиптической пустоши может быть вовсе не таким захватывающим, как это представляется в Fallout, особенно для уцелевшей семьи с двумя детьми. Им придется прятаться в убежище, экономя еду и питье, избавляться от вредителей и редко выходить наружу за пополнением запасов. В Sheltered уследить за всем этим не легко, но при правильной расстановке приоритетов продолжительность жизни ваших подопечных увеличится в разы. Об этом чуть ниже.
Создание персонажей
Семья, создаваемая вами в игре, состоит из четырех человек: двое взрослых и двое детей. Каждый из них обладает определенным набором характеристик. От их распределения зависит, как герой будет вести себя на протяжении прохождения. Всего этих характеристик пять: интеллект, харизма, восприятие, ловкость, сила.
- Интеллект необходим для того, чтобы переманивать встречающихся в пустоши бродяг на свою сторону, чем выше этот показатель, тем легче заручиться поддержкой человека. Кроме того, он уменьшает время на создание и ремонт предметов.
- Харизма пригодится для выгодного обмена с торговцами. Чем харизматичнее персонаж, тем больше вероятность того, что он, встретив старьевщика, сумеет снизить цену на интересующий его товар.
- Восприятие помогает герою во время осмотра локаций найти скрытые места, где могут храниться важные запчасти. К сожалению, система работает так, что порой минимального показателя хватает для нахождения всех секретов, в то время, как максимальный уровень с этим справиться не может.
- Ловкость улучшает меткость персонажа, позволяя ему точнее наносить удары и добавляет больше шансов оторваться во время попытки к бегству.
- От силы зависит наносимый урон, а также успешность запугивания.
Помимо этого, каждому члену семьи можно присвоить характерную черту, которая даст ему небольшой бонус:
- Плохой едок — позволяет дольше обходиться без еды.
- Храбрый — гарантирует нанесение первых двух атак в бою.
- Крепко спящий — быстрее уменьшает усталость во время сна.
- Активный — ускоряет движение перемещения в самом убежище и за его пределами.
- Руки вверх — уменьшает время, затрачиваемое на создание и ремонт предметов.
- Оптимистичный — замедляет нарастание стресса.
- Находчивый — повышает шанс добыть больше объектов при разборе предметов.
- Гигиеничный — грязь накапливается намного медленнее.
Чтобы преуспеть в обустройстве своего убежища, вам придется распределить роли между членами семьи, и вот как лучше это сделать: двое взрослых должны стать добытчиками, они будут выходить наружу за едой и материалами для строительства и расширения пространства этажей, поэтому важно синхронизировать их характерные черты и сделать обоих активными, чтобы во время рейдов они двигались одинаково. Одного из них настройте, как вспыльчивого, где высоки показатели силы и ловкости. Сила нужна, чтобы он мог убить бандитов уже в начале игры, а ловкость для успешного бегства, в случае, если отправится один. Второму поставьте настройки смекалистого, чтобы он лучшее различал скрытые зоны, хотя этот показатель прокачивается и так во время прохождения, поэтому если он вам не критичен, то лучше добавить еще одного бойца.
Первому из детей установите черту «руки вверх». Он будет сидеть дома и заниматься хозяйством, конструируя новые вещи на верстаке и чиня уже имеющиеся. Второй с чертой «харизматичный» станет общаться с торговцами, уменьшая затраты на покупки, а раз ни один из них не пойдет в рейд, то для обоих лучшая комбинация характеристик — это «вежливый».
Домашнее животное выбирайте из своих предпочтений: если собираетесь чаще выходить за новыми материалами, то лошадь пригодится для большей грузоподъёмности, если нужно снять стресс, то подойдет аквариум с рыбками, если замучили грызуны, то лучше завести кошку, а собака может и стресс снять и крыс ловить, но ни с тем, ни с другим не справляться так же хорошо, как кошка и рыбки по отдельности.
Первый день
Продолжительность вашего выживания зависит в основном от того, как вы организуете свое хозяйство внутри убежища и как распределите свободное время всех членов семьи. В первые несколько дней необходимо сделать ряд обязательных вещей, которые заложат основу вашего будущего долго существования.
- Помните, что с началом каждой новой игры, у вас в маленьком ящике лежит 246 гарантированных предметов, перечень которых строго установлен и еще от 25 до 45 дополнительных, которые появляются там от случая к случаю. Лучшим стартом будет, если среди них окажется 6 кожаных материалов, из которых в первый же день можно изготовить сумки, кардинально меняющие все дальнейшее существование, благодаря возможности сбора большего количества хлама во время походов. Вы можете создавать новые семьи, пока не попадете на такую комбинацию.
- Первое, что вам нужно сделать по прибытии в убежище — это указать своему механику улучшить верстак до второго уровня. У вас достаточно ресурсов, чтобы создать по одному экземпляру уже модернизированных кровати, душа и туалета, не тратя время и материалы на допотопные и ненужные конструкции.
- Выключите все лампочки, горящие в комнатах, кроме одной, чтобы максимально экономить топливо генератора, оно вам еще пригодится.
- Переоденьте второго ребенка в желтый защитный костюм и отправьте на поверхность чинить фильтры воды и воздуха.
- Если в первый же день пошел дождь, то тут же создайте на усовершенствованном верстаке две сумки, чтобы после прекращения ливня отправить обоих взрослых в рейд. За время вылазки постарайтесь охватить 8 ближайших мест. Это может потребовать всю имеющуюся у вас воду, не жалейте, потом все окупится сторицей.
- Если дождя нет, то, не дожидаясь завершения работы над верстаком, посылайте родителей на разведку. В первый раз их лучше разделить и каждым охватить примерно равносторонний треугольник с каждой стороны от убежища, чтобы знать, что вас окружает. Исследованными окажутся в среднем три ближайших строения. Не беспокойтесь, как только путешественники вернутся можно будет организовать второй поход с сумками в одном из направлений, которое окажется наиболее перспективным.
- Как можно быстрее постройте второй бак с водой, он необходим для обеспечения более частых и продолжительных экспедиций, вместе с поддержанием достаточного для удовлетворения основных потребностей обитателей убежища уровня воды.
- Вашей приоритетной задачей должна быть постройка кровати душа и туалета. Но я рекомендую вместо кровати произвести спальный мешок, так как он сэкономит вам доски и гвозди, которые могут пригодиться для чего-то более важного. С другой стороны, если у вас есть кожа, то важнее будет все-таки создать сумки, что тогда лишает возможности сделать спальные мешки из-за недостатка нейлона.
- У каждого члена семьи есть определенные потребности в гигиене, которые они порой хотят удовлетворить. Старайтесь делать это по возможности тогда, когда идет дождь (даже если загрязненный, они от этого не заболеют). Хотя и в остальное время ими пренебрегать не стоит, так как порой загрязнение при приеме пищи может обернуться отравлением.
- Вторым по важности предметом мебели является шкаф, так как вы не сможете складировать книги, пока не построите шкаф, а книги увеличивают показатели интеллекта и харизмы, что быстрее поможет нанять незнакомцев и еще больше удешевить покупки.
- Если в самом начале у вас в распоряжении оказался цемент (или песок, который можно в него превратить) или вы нашли его в первых локациях, то стройте дополнительную комнату, так как места может не хватать, но только не больше двух, иначе начнется дефицит металла.
- Всегда держите в голове, что каждая новая вылазка — это минус один противогаз, количество которых ограничено, поэтому старайтесь охватить как можно больше мест во время похода, для этого и нужна сумка.
- Для многих становится проблемой найти или создать новые противогазы. Тут все зависит от того в каком месте вы оказались: если это город и от вас в нескольких шагах находятся полицейский участок или пожарная часть, то недостатка в противогазах не будет, если же вам не повезло, подбирайте все части резины и пластика, какие найдете, отдавая им высший приоритет.
- Рано или поздно к вам наведаются бандиты, которые попытаются прорваться в убежище с боем. Сами герои, к сожалению, себя никак защищать не хотят и как только злодеи ворвутся, они будут стоять с поднятыми руками. Поэтому вам нужны ловушки, способные убить неприятелей. С каждым апгрейдом верстака появляются новые виды ловушек. Большую часть времени они стоят без дела и только когда начинается вторжение, вам дается некоторое время их активировать, поэтому не мешкайте и заряжайте ловушки одну за другой как можно быстрее.
- Чем дальше вы будете отходить от своего убежища, тем более опасных незнакомцев будете встречать, пока однажды не наткнетесь на одну из вооруженных группировок. Ходить все это время с трубой в руках крайне опасно. Постарайтесь найти огнестрельное оружие как можно раньше, так как даже отъявленные хулиганы в одиночку не станут на вас нападать.
- Не забывайте по несколько раз обследовать уже открытые локации, так как набор вещей там обновляется раз в пару дней.
Таинственный люк
- Где-то в пустоши есть таинственный люк, который заперт на кодовый замок. Открыть его смогут только те, кто с самого начала завел себе золотую рыбку в качестве домашнего животного. Количество выпускаемых поочередно ею пузырьков и есть тот самый код к замку странного люка. Внутри вас будет ждать автомат и обоймы патронов к нему.
Как починить машину
- Вы наверняка заметили заброшенный автомобиль, стоящий без колес во дворе. Он там ржавеет не просто так. Его можно отремонтировать и колесить на нем по округе, выезжая далеко за пределы обычных рейдов и привозя с собой намного больше провизии, но при этом будет расходоваться не вода, а бензин. К тому же, чтобы собрать его придется потратить достаточное количество времени.
- Для ремонта вам потребуются следующие детали:
— 4х шины,
— 1х генератор переменного тока,
— 1х стартер,
— 1х ремень вентилятора,
— 1х тросик сцепления,
— 1х распределитель,
— 1х свеча зажигания,
— 1х аккумулятор.
Как вы понимаете, все эти предметы разбросаны по карте случайным образом, но есть определенная закономерность их расположения: так же как и противогазы в большом количестве хранятся в полиции, так и все автомобильные принадлежности лежат в соответствующих местах, например, на свалке.