Чем дальше, тем чаще видеоигры становятся не только развлечением, но и способом высказаться на важные для разработчиков темы. Кто еще несколько лет назад мог, например, подумать, что в Steam за деньги будут продавать что-нибудь наподобие That Dragon, Cancer? Sea of Solitude, хайп вокруг которой поднялся после того как на Е3 показали ее трейлер, тоже из таких игр: очень личных, посвященных непростым вопросам и травматичным эпизодам из жизни самих авторов, депрессии, одиночеству, чувству вины. И все это разработчики попытались упаковать в несложный платформер с головоломками.
Главная героиня Sea of Solitude — девушка по имени Кай. Странная, черная как смоль, с пылающими красными глазами и густым мехом. Она просыпается в лодке посреди бескрайнего моря и понятия не имеет, как здесь оказалась и что вообще происходит. Вокруг бушует шторм, в глубине видны дома какого-то затопленного города, а прямо под поверхностью кружит жуткая черная тень какого-то огромного существа, явно задумавшего что-то недоброе. Постепенно мы вместе с Кай исследуем покрытый водой мир, встречаем его немногочисленных обитателей и пытаемся разобраться, что все это значит.
У игры безусловно отличный арт, и одно из главных ее достоинств. Героиня, ее противники и помощники, улицы затопленного города, которые периодически оказываются на поверхности, когда вода отступает — все нарисовано очень живо и качественно. Увы, практически все остальное сделано гораздо слабее. Геймплей очень монотонный и однообразный, головоломки скучные, платформерные эпизоды неуклюжие — и из-за неумелого дизайна локаций, и из-за скверной анимации. Многое из этого можно было бы простить, если бы Sea of Solitude работала как высказывание на сложную тему. Но и тут как-то не срослось.
Sea of Solitude и написана очень неловко, и аллегории в ней слишком прямолинейные и тяжеловесные, и даже озвучено все так, что иногда хочется вообще выключить звук
Возможно, если бы это был первый пример подобной работы в интерактивном формате, отношение к ней было бы иное. Но за последние годы было несколько очень ярких релизов, которые отлично работали и как игры, и как платформа для высказывания по важному вопросу. Сходу в голову приходят как минимум Hellblade, Rime и To the Moon — их авторы тоже рассказывали истории об одиночестве, депрессии, чувстве вины, но делали это гораздо изящнее, так что их действительно хотелось слушать. А Sea of Solitude и написана очень неловко, и аллегории в ней слишком прямолинейные и тяжеловесные, и даже озвучено все так, что иногда хочется вообще выключить звук.
В некоторые моменты игра даже почти догоняет легендарный фильм «Комната» по уровню художественной беспомощности. В одном из флешбэков, например, младший брат героини пытается рассказать ей, как его третируют в школе, заканчивая монолог словами: «Может мне лучше бы вообще не жить». Кай в ответ на это радостно смеется: «Ой, я тебя совсем не слушала. Можешь повторить сначала?» Тут и не захочешь, а вспомнишь знаменитую сцену на крыше: “Ахаха, вот так история, Марк!” Но, если «Комната» была настолько плохой, что даже стала благодаря этому своеобразной классикой, то Sea of Solitude — просто очень скучная.
Бывают игры, в которых десятки и сотни часов пролетают незаметно. Sea of Solitude из совсем другой породы. Она легко проходится всего часа за 3, но дотерпеть до конца очень сложно. Почти все здесь работает против игрока — от сценария и геймплея до озвучки и анимации. Уже к середине просто хочется все бросить. Так стоит ли вообще начинать?