История у серии Rage очень непростая. Первая часть в 2010 году должна была показать, что компания id Software, придумавшая легендарные Doom и Quake, все еще в силах создать действительно крутой и современный шутер, да еще и с автомобилями и элементами открытого мира. Получилось неоднозначно — претензий хватало как к геймплею, так и к технической части. Например, к уникально плохой оптимизации, из-за которой в PC-версии игры даже на мощных машинах текстуры загружались с огромной задержкой. Тем не менее, свои достоинства у Rage были: например, интересные перестрелки. И вот, спустя почти 8 лет, выходит продолжение, разработанное уже совсем другими людьми — Avalanche Studios, авторами серии Just Cause. Со-основатель Avalanche Кристофер Сундберг отдельно подчеркнул, что над всеми аспектами игры трудилась его команда, — специально для тех, кто по анонсу заключил, что за бои отвечает id Software. Какой же получилась Rage 2?
Для тех, кто пропустил первую игру, напомним, что речь в ней шла о будущем, где с Землей столкнулся огромный астероид Апофис (кстати, существующий в реальности). Чтобы спасти хотя бы часть человечества, специально отобранных счастливчиков заморозили в криокамерах, поместили в ковчеги и спрятали глубоко под землю. Со временем ковчеги должны были автоматически активироваться, разбудить своих обитателей и выпустить их наружу, чтобы те смогли восстановить цивилизацию. Правда, среди людей, готовивших проект, затесался опасный маньяк — генерал Кросс. Он испортил большую часть ковчегов, так что в назначенный момент на поверхность выбрались лишь лояльные ему люди. Таким образом генерал хотел создать новый мир с новым человечеством, лишенный недостатков, которые виделись ему в современниках. Естественно, планам Кросса не суждено было сбыться, потому что некоторые ковчеги все же время от времени включались. В одном из них наконец проснулся герой Rage, который вместе с соратниками победил генерала и отправил сигнал на активацию всем оставшимся ковчегам.
К началу второй части многое в мире игры изменилось. Выросли новые города, а на планету спустились с орбиты специальные капсулы, задача которых — начать возрождение оставшейся после столкновения пустыни. Так что теперь кроме песка и скал кое-где встречаются деревья и трава, а в некоторых регионах выросли даже настоящие джунгли. Правда, идиллическим этот мир все равно не назовешь: повсюду бандиты и мутанты, а главное — генерал Кросс остался жив, собрал новое войско и опять планирует перекроить мир. А начинает он с одного из поселений рейнджеров, охраняющих порядок в пустоши. Из жителей городка выживают лишь несколько человек, и среди них — главный герой, который потерял практически всех друзей и родных, зато обзавелся мощной боевой броней и решил отомстить генералу и его приспешникам.
Вряд ли кто-то ждал от Rage 2 проработанного сценария, но на всякий случай предупреждаю: история тут, конечно же, добавлена просто для галочки. Разработчики особо не тратят времени на экспозицию, сюжет максимально схематичный, персонажи плоские, а главный герой — вообще эмоциональный калека. Даже когда в самом начале огромный мутант жестоко убивает явно знакомого рейнджера, первая реакция героя такова: о, а броник его теперь мой! И пусть формально герой мстит за друзей и родных, кажется, что на самом деле ему просто хочется с кем-нибудь подраться.
С другой стороны, его можно понять, потому что боевка в Rage 2 действительно очень сильная, и уже ради нее игру обязательно стоит попробовать. Это особенно интересно, ведь в демоверсии, которую я проходил в январе, с экшеном все обстояло очень плохо. Но к релизу разработчики каким-то чудом умудрились исправить практически все проблемы. Оружие замечательно чувствуется и потрясающе звучит. Особенно круто, когда делаешь хедшот, над прицелом на секунду мигает изображение черепа, а в динамиках раздается сочный хруст. Спецспособностями, которыми обладает герой, пользоваться тоже гораздо приятнее, чем в демке, и они действительно помогают в сражении — особенно на высокой сложности. Приходится быстро уворачиваться от пуль, ставить энергетические щиты, затягивать врагов в гравитационные аномалии — в общем, пользоваться всем доступным арсеналом.
Сами драки отдаленно напоминают последнюю часть Doom, лишь слегка до них не дотягивая. Тут тоже постоянно носишься туда-сюда, стараешься убивать противников как можно быстрее, чтобы зарядить особую шкалу и включить режим перегрузки, в котором герой наносит больше урона, и даже оружие действует немного иначе.
Сами пушки хороши еще и тем, что зачастую работают очень непривычным образом. Например, у револьвера нет прицела, стрелять можно только от бедра. Зато он одинаково хорош на любой дистанции, а если сперва пару раз пальнуть во врага, а затем нажать на кнопку, обычно отвечающую за прицеливание, попавшие в противника пули еще и подожгут его изнутри.
Но чтобы заполучить и оценить все виды оружия, придется побегать. Дело в том, что в Rage 2 по сюжету вам выдадут лишь пистолет и винтовку. Остальной арсенал спрятан в ковчегах, разбросанных по миру. В них же хранятся и спецспособности. Поэтому, если захотите полностью раскрыть потенциал героя, надо будет найти все ковчеги. С другой стороны, если не желаете тратить на это время, то теоретически игру можно пройти и с базовым арсеналом, хотя будет, конечно, посложнее.
В этом заключается интересное противоречие Rage 2. С одной стороны, это игра, в которой центральную роль играют миссии в открытом мире. Они однообразные и в основном сводятся к зачистке территории, но из-за интересной боевки совершенно не раздражают. Я, например, отправившись на первый же сюжетный квест, через два часа обнаружил, что укатил через полкарты в другую сторону, занимаюсь какими-то совершенно левыми делами и ни о чем не жалею. С другой стороны, добраться до финальных титров можно за каких-нибудь 15-20 часов, что для игры в открытом мире очень мало. Впрочем, Rage 2 дает игроку возможность самому решить, сколько времени он хочет на нее потратить. Можно посвятить несколько десятков часов зачистке бандитских баз и погоням за вооруженными конвоями. Но в любой момент, когда вы почувствуете, что вам все это приедается, можно переключиться обратно на сюжет и быстренько добить его, чтобы поставить галочку. А позже, может быть, вернуться в игру, чтобы доделать то, на что не хватило запала в первый раз.
Правда, не обошлось в Rage 2 и без странностей. Например, система прокачки персонажа, его экипировки и машины какая-то чрезмерно запутанная. Это сразу несколько отдельных вкладок в основном меню, а в некоторых из них есть еще и спрятанные подменю. Для многих апгрейдов нужна целая куча видов ресурсов, в которых легко запутаться, особенно поначалу, а некоторые улучшения почему-то выполняются только при содействии NPC, живущего в одном из городов.
Среди занятий, доступных в открытом мире, есть и такие, что сделаны совсем на отвяжись. Например, миссии, в которых надо разыскать упавший метеорит и добыть из него ценные минералы. Для этого нужно быстренько расстрелять несколько хилых врагов, собравшихся у кратера, а затем отдельно вытащить из метеорита каждый из множества торчащих из него кристаллов. Не очень удачно вышли и задания, где нужно уничтожать гнезда мутантов. Их коричневые коконы сливаются с фоном, так что иногда их буквально в упор не видишь, и 20 минут кружишь по небольшой локации, отбиваясь от слабеньких, но бесконечно возрождающихся врагов. То еще веселье.
Пусть я и относился к Rage 2 с большим скепсисом, в итоге игра мне понравилась. Несмотря на проблемы, баги (часть из которых, впрочем, можно списать на пресс-версию) и схематичный сюжет, исследовать постапокалиптическую пустошь оказалось очень увлекательно. В первую очередь за это, конечно, стоит благодарить великолепную боевку. Именно из-за того, насколько приятно в Rage 2 сражаться, игра не надоедает, и хочется пройти сюжетку и зачистить весь мир.