Противостояние двух главных консолей седьмого поколения
editor
Прелюдия. В седьмом поколении домашних игровых приставок бой между двумя крупнейшими производителями консолей за главенство на игровом сегменте рынка получился особенно бескомпромиссным. В дуэли длинною восемь лет Sony и Microsoft шли на самые разные (зачастую подлые) уловки, чтобы потопить своего конкурента, но на 2013 год, когда, как это сейчас модно говорить, current-gen консоли постепенно уступают место своим потомкам, все события этих долгих лет перемешались в голове, превратившись в идейный винегрет. Цель этого рассуждения — перебрать основные критерии, которые, так или иначе, становятся определяющими при выборе консоли, и сделать вывод о том, какая приставка все же оказалась на шаг впереди к сердцу простого игрока. Для удобства не стану пользоваться жаргоном, чтобы не путать новичков, и представлю противостояние по каждому критерию как разыгранную шахматную партию, где традиционно за победу дается целое очко, за ничью — половина, за поражение — ноль. Итоговая сумма расставит все по своим местам. Технические характеристики. Первое на что обращает внимания покупатель — «мощь» консоли, ее производительность и, следовательно, ту степень красоты и технологичности, которую приставка в состоянии показать. И, учитывая важность фактора, неудивительно, что технические характеристики XBOX 360 (X360) и технические характеристики PlayStation 3 (PS3) практически идентичны с уклоном к последней, но нужно признать, Microsoft запускала свою консоль на год раньше, поэтому у неторопливых японцев была масса времени, чтобы переплюнуть конкурента и в принципе (почему – много ниже) у них получилось. Главной картой Sony стал Blu-ray привод, проигрывающий не только соответствующие диски (на которые в основном и записываются PS3-игры), но и такие привычные DVD и CD, также консоль фактически с первых версий была оснащена Wi-Fi, что приятно, а вот американцы пожадничали, исправившись лишь на Slim/S. Вердикт: ничья, Sony лишь оправдалась за дополнительный год ожидания, 0.5:0.5.Внешний вид. Безусловно, эстетический фактор, но от этого не менее важный. Оценивать буду по понятным причинам лишь крайние схожие (Slim) версии. Обе консоли исповедуют единый стиль плавных линий, выбирают за основу матовый черный цвет, который так любят обладатели представительских автомобилей, и не чураются хромированных панелей, обобщая: гиганты недвусмысленно намекают, что их приставку не стыдно ставить на видное место. Но, естественно, существуют и различия. Например, у X360 радиатор расположен на верхней панели, из-за чего часто можно услышать, как «уставшая» консоль истошно выбрасывает горячий воздух, а у PS3 на верхней панели — «вдавленный» внутрь дисковод, что не очень привычно первое время. Что важнее — PS3 компактнее и легче, откуда несложно догадаться, что ее можно «пристроить» в большее количество мест, значит, она удобнее. Вердикт: 1:0 в пользу Sony. Контроллеры. С геймпадом для PS3 вообще связано много пародийных историй, ведь первоначально японцы продемонстрировали чудной контроллер, лучше всего описываемый как «инопланетный бумеранг» или «злая японская шутка». Фанаты незамедлительно подметили такого рода особенности, а Sony очень быстро представила Sixaxis, визуально напоминающий контроллер для PlayStation 2, все вроде бы остались довольны. Тем более Sixaxis оказался функциональным (например, мог определять свое положение в пространстве), но был наделен одной странной проблемой — отсутствием вибрации, которую даже в Sony объясняли по-разному. В итоге не мудрствуя лукаво, через год, японцы выпустили усовершенствованную модель — DualShock 3, с поддержкой функции вибрации, использованием более качественного материала для стиков, да еще и продавали его с диском на 80 Гб. С контроллером X360 таких приключений не случалось, он просто сразу стал самым удобным геймпадом седьмого поколения. И все из-за «мудрого» расположения аналоговых стиков по «побочной» диагонали, в свою очередь два параллельно расположенных стика, еще и находящихся рядом, оказали DualShock 3 медвежью услугу, из-за чего играть в FPS, а иногда и в проекты других жанров, оказалось просто-напросто неудобно. И чистая победа Microsoft обязательно бы состоялась, если бы не ужасная крестовина и большой вес контроллера. Пальцы проскальзывают по неразделенной крестовине, которая, к счастью, не часто используется, а вот с «грузом» в контроллере уже никак не справиться. Оба геймпада беспроводные, но если в Sony резонно заключили, что в контроллер можно внедрить аккумулятор и заряжать его от самой консоли, то в Microsoft почему-то придумали питать свой геймпад энергией от «пальчиковых» батареек. Из-за этого увеличился размер, вес и количество растрачиваемых нервов. Вердикт: 0.5:0.5.Аксессуары и комплектация. Сейчас уже нельзя купить, например, XBOX 360 Elite, но за время жизненного цикла (ЖЦ) компании выпустили несколько разновидностей своей консоли, в основном несильно различающихся по техническим характеристикам. Но было кое-что раздражающее во всех вариантах обеих приставок — отсутствие в комплекте HDMI-кабеля для цифрового подключения, вместо него, там стандартный для телевизоров конца 1990-х «тюльпанчик». Видимо, Sony и Microsoft заключили, что игрокам удобнее (а, может быть, и нужно) портить свое зрение, рассматривая пиксели на экране. Конечно, такое утверждение лишь метафора, но трудно представить, чем руководствовалась, к примеру, Sony, когда помимо своей консоли заставляла дополнительно покупать кабель за как минимум тысячу рублей. И, конечно, раздражает факт отсутствия в комплекте второго контроллера, который в рознице стоит совсем не дешево. Но на чем же еще зарабатывать, если не на всяких «примочках»? Благо их бесчисленное множество, для PS3 в разное время выпускались адаптеры для карт памяти, пульты, клавиатуры, рули и прочее, но главным девайсом от Sony стал списанный с Wii Remote контроллер PS Move, он же датчик движения, использовавшийся в главных играх для PS3. У X360 схожий набор дополнительных функциональных устройств, а роль датчика движения почетно исполняет Kinect. Честно говоря, никогда не задавался целью сравнить «лицом к лицу» Kinect и PS Move, но при раздельном использовании периодически возникают проблемы, да и есть определенные ограничения даже на место, изначально выбираемое для консоли. Чисто на словах Kinect — функциональнее, но он и намного дороже. Вердикт: 0.5:0.5.Интерфейс и ОС. Пожалуй, не секрет, что домашние приставки давно стремятся стать ближе к персональному компьютеру, поэтому и обзавелись собственными полноценными операционными системами (ОС), прошедшими за годы множество этапов «перепрошивок» сильно изменивших их вид, особенно это касается X360. Если Sony позаимствовала у своих японских коллег идеи для контроллера, то Microsoft переделали свой интерфейс под Wii, назвав его New Xbox Experience (NXE). Отличительной чертой этой ОС стало трехмерное меню и возможность игрока создавать для своего профиля «аватары-куколки», на практике выглядит… необычно. Что важнее: NXE позволяла устанавливать игры на жесткий диск консоли, правда, ярые борцы против пиратства Microsoft все равно заставляли «заправлять» лицензионный диск в приставку, чтобы та определила честность игрока. Позднее и эта версия претерпела модификацию став неким подобием Windows 8 с его блочной структурой, стоит отметить, что был добавлен голосовой поиск, открыт доступ к YouTube, а заодно и внедрен Skype и самое главное — была осуществлена функция облачного хранения данных, что важно при куцем объеме жесткого диска X360. Интерфейс XMB от Sony, представляет собой обычную иерархию по типу «дерева», где при выборе раздела отображаются и функции в виде кнопок. Реально, оболочка PS3 понятнее и привычнее, но Microsoft давит своим функционалом. Вердикт: 1:0 в пользу Microsoft.Медиаплеер. Идея превратить консоль в развлекательный центр пришла в умы целого ряда компаний занимающихся выпуском домашних игровых приставок далеко не вчера, но развивать эту идею решились почему-то только Sony. Их консоль седьмого поколения способна воспроизводить музыку изощренных форматов, красиво показывать ваши фотографии (для этого в XMB есть даже отдельный раздел), проигрывать видео различных форматов и что самое главное с любых носителей (вот где пригодился известный Blu-ray привод), причем, 3D-видео тоже поддерживается. X360, что вполне понятно, сделал ставку на уже давненько посыпанный пеплом HD-DVD, когда этот носитель проиграл гонку с Blu-ray американская компания без вопросов смирились с поражением, так и не соизволив «прикрутить» прогрессивный привод к своей консоли. За безволие Microsoft и способность PS3 заменить много видов устаревшей электронной техники. Вердикт: 1:0 в пользу Sony.Сетевые сервисы. Настоящим «застрельщиком» в этой категории выступила Microsoft. Именно американские специалисты придумали уникальный (даже Steam тогда не имел подобных функций) на момент запуска консоли Xbox 360 (2005 год) онлайн-сервис Xbox Live, позволяющий общаться с другими пользователями, приглашать друзей в совместную игру, обсуждать любые темы на форумах, в том числе и в формате видеоконференций. В Sony быстро сориентировались и интегрировали в PS3 PlayStation Network, обладающую схожим функционалом, но между этими сервисами есть одно весомое различие — платность. При всех своих козырях Xbox Live требует обязательную плату за возможность проявить себя на сетевом поле брани, а PlayStation Network предоставляет те же услуги бесплатно. И думай после этого, кто поступил мудрее. Вердикт: 0.5:0.5. Совместимость с предыдущим поколением и HD-римейки. Многим игрокам при «преемственной» покупке новой консоли хочется иметь поддержку игр с предыдущей версии любимой приставки, но, к сожалению, не все так просто —крайние варианты консолей фактически утратили совместимость со своими предыдущими версиями. Первоначально у PS3 была аппаратная, а затем программная совместимость в PlayStation 2, но вместе с приходом Slim-версии напрочь исчезла. Вместо игр прошлого поколения PS3 предлагает сыграть в любимые игры с позапрошлого поколения, покупая их в PlayStation Network. X360 пошла другим путем, и по своему собственному желанию, ввела совместимость с некоторыми, по их мнению лучшими, играми с Xbox. Другой способ опробовать «классику» — купить специально «отреставрированную» версию игры, обычно получающую подзаголовок HD. Таких релизов на седьмом поколении было не мало, но стоит отметить только лучший и эксклюзивный римейк для каждой консоли. У PS3 это God of War Collection HD, связка двух первых частей серии с поддержкой частоты 60 кадров в секунду, записанных на один Blu-ray диск. Но так получилось, что этот релиз могут назвать хорошим лишь фанаты серии, получившие возможность сыграть в высоком разрешении и получить за свою игру «призы», на деле обычные достижения. А вот Microsoft отнеслась к «переделке» оригинального Halo когда-то «продавшего» консоль Xbox намного ответственнее. Римейком занималась несколько студий, не участвовавших в разработке оригинала, но имеющие опыт работы с серией. В итоге на троих они смастерили Halo: Combat Evolved Anniversary на современном графическом движке, поддерживающую достижения, совместную игру и контроллер Kinect. Но даже при наличии отличного римейка, доступность X360 в плане возможности опробовать классику заметно ниже, чем у PS3. Вердикт: 0.5:0.5.Специальные издания консоли. Нельзя недооценивать фанатский сектор игроков, мечтающий ассоциировать с любимой игрой как можно больше окружающих его предметов. Это хорошо уяснили в Microsoft, несколько раз выпуская лимитированные версии своей консоли стилизованные под определенную игру и дополненную каким-нибудь ненужным игровым контентом. Кстати, например та же Microsoft была инициатором выпуска игровых фигурок по эксклюзивной серии Gears of War. А вот Sony, известная своим трепетным отношением к фанатам, в этой сфере себя никак не проявила. Вердикт: 1:0 в пользу Microsoft. Цена консоли. Один из самых важных факторов, ведь денежный вопрос стоит остро всегда. И первое, что многие замечают: цена на «топовую» PS3 выше, чем на X360. Действительно, доподлинно известно PlayStation 3 — самая дорогая домашняя приставка для простого игрока в истории продаж таковых. Но стоит ли из-за этого выбирать Xbox 360? Не знаю. PS3 с первых же дней своего ЖЦ представляла собой консоль, плотно начиненную технически, имеющую несколько USB-портов, Blu-ray привод, Wi-Fi интерфейс, Card-reader, Bluetooth 2.0 и еще несколько технических устройств внутри себя, которые отсутствовали у конкурента и которые, само собой, поднимали и себестоимость консоли, и ее цену на рынке. Позже японцы как могли «избавлялись» от заложенных ими же возможностей, например, убирая количество USB-портов и Card-reader, чем, конечно, и сбили цену. Сейчас разница между приставками колеблется в переделах двух тысяч рублей, но если покупать консоль с уже заявленными «особыми» контроллерами, то Kinect с легкостью уравнивает цены, так что на выходе и Microsoft, и Sony остаются при своих. Вердикт: 0.5:0.5.Эксклюзивные игры на консоль. Зачем же еще покупать игровую приставку, если не ради отличных игр? Достойная эксклюзивная игра (читай серия) способна не только приносить доход непосредственно от собственных продаж, но даже «продавать» саму консоль, поэтому Sony и Microsoft так тщательно выбирают и эксклюзивы, и компании, которым поручат разработку этих проектов. Лицом X360 являются две серии футуристических стрелялок: Gears of War и Halo (начиная с третьей части), две серии аркадных гонок: Project Gotham Racing плюс Forza Horizon, а также безумный Dead Rising, сказочный Fable 2 и «заоблачный» Ace Combat 6. Все вышеназванные игры и сегодня сохранили своих фанатов, но без всяких там «но» в «жанровой элите» остались только Gears of War и Halo, многими считающийся лучшим FPS в истории игровой индустрии. Project Gotham Racing и Forza Horizon очень красивые, лицензированные аркады интереснее, но не намного, чем известнейшая серия Need For Speed. Fable 2 очень необычная и непривычная RPG, но интересная скорее как эксперимент. Dead Rising несбалансированный зомби-беспредел, а Ace Combat 6, немного странная, совершенно нереалистичная, но притягательная авиационная аркада. За PS3 выступают такие хиты как культовый слэшер завязанный на греческой мифологии God of War 3, приключенческая трилогия Uncharted, четвертая часть прародителя жанра stealthMetal Gear Solid, авто симулятор Gran Turismo 5, также две футуристические серии FPS: Killzone и Resistance, и, конечно, недавно прошедший триумфальной поступью The last of us, собравший россыпь «десяток» и просто лакомый кусочек — интерактивный триллер Heavy Rain, известный далеко за пределами консоли от Sony. Наверное, уже ясно, кто возьмет свой балл, но что гораздо важнее элементарно большего количества эксклюзивов, это их качество. Игры на PS3 выделяются жанровым разнообразием и, следовательно, приносят более широкий спектр эмоций — это главное. Вердикт: 1:0 в пользу Sony.Послесловие. Помимо очевидной преграды в виде цены консоли обе игровые приставки сталкивались с чередой проблем на протяжении всего своего срока продаж. «Грустная» семерка, если позволите. Номер один, технические проблемы, это известнейшие в Интернет «красное кольцо смерти» X360 и «желтый огонь смерти» соответственно PS3. Смысл проблемы один и тот же — отказ работоспособности системы из-за перегрева, в основном проявлялся в самых ранних версиях консолей. Так что, если вдруг решитесь брать приставку с рук, можете столкнуться и с такой проблемой. Номер два, цена на игры. Грустно до слез, но цена приставки равняется примерно десяти купленным новым играм. Об этом стоит знать. Номер три, пиратство. Развивалось преимущественно как раз из-за высокой цены на игры для консолей. Но чтобы сыграть в «скачанную» или не лицензионную игру нужно сделать так называемое «перепрошивание». Смысл его в разборе консоли и взломе защитных механизмов, посредством некоторого технического и программного перепрограммирования. Дело рискованное, но многие шли на это, чтобы сэкономить деньги, правда, в случае, если владелец приставки решался на такой поступок он уже не мог требовать гарантийного обслуживания и срок службы резко сокращался. Номер четыре, взломы хакерами. Любую консоль можно подключить к сети Интернет, например, чтобы воспользоваться услугами Xbox Live или PlayStation Network. Последняя была несколько раз атакована хакерами и успешно взломана сначала в 2010, а затем и в 2011 году, когда был отключен сервис PlayStation Network, украдены номера кредитных карт и прочее, а уже после устранения неполадок и восстановления функционала обычным игрокам пришлось менять аккаунты. Неприятно, но сегодня такие атаки маловероятны. Номер пять, скорость работы. Любая консоль работает медленнее, чем персональный компьютер, это факт. Номер шесть, архитектура консоли. Речь о внутреннем устройстве операционной системы приставки. ОС X360 во многом базируется на платформе Windows, поэтому сразу полюбилась разработчикам, а вот японцы наоборот — старались «изобрести велосипед» и все эти семь лет получали неодобрительные отзывы в связи с «замутненностью» системы как от разработчиков, так и от простых игроков, замечавших возросшую скорость работы в сравнении с X360 на некоторых мультиплатформенных проектах. И номер семь, работа с USB-Flash-накопителями, проще с «флешками». Еще один общий крупный просчет — обязательное требование организации файлов в формате FAT32, что довольно странно, ведь, например, для носителя объемом более 16 Гб почти наверняка файловой системой будет NTFS. Но такая проблема это наследие старых компьютерных ОС, где именно FAT32 была основной. Конечно, любой USB-Flash-накопитель можно переформатировать, но это неудобно, плюс, даже если flash-накопитель в формате FAT32, то для воспроизведения содержимого на X360 нужно скачивать кодеки с Xbox Live, а поддержка накопителей более 32 Гб отсутствует вовсе. С PS3 не все так плохо, но из-за более чем странного построения каталогов в системе неминуемо возникает проблема «отсутствующих названий», но она решается всего в два «клика» прямо в XMB, но все равно неприятно. Итоги противостояния. Вполне разумно обратиться к статистике, которая, как известно, знает все. И эта хитрая наука рассказывает, что количество проданных Xbox 360 и PlayStation 3 примерно равно и составляет 70 млн. штук каждой. Вроде бы неплохо, в некотором смысле «миру мир», но еще немножко истории и статистика раскрывает свой главный секрет, 155 млн. штук проданных PlayStation 2, правда, ЖЦ PS2 был гораздо продолжительнее, но ведь ее продолжали покупать? Итоговые продажи признаны не удачными и Sony, и Microsoft, ведь даже на двоих они не смогли перебить продажи чудо-PS2 из предыдущего поколения. Говорит ли это, что обе рассматриваемые консоли из седьмого поколения оказались «пустышками»? Думаю, нет. На продажи X360 и PS3 повлияли многие факторы, не последние из которых: непомерно высокая цена консоли, технические сбои, довольно продолжительные временные промежутки между очередными эксклюзивами и это забывая о запредельной цене этих самых игр и общей скупости обеих компаний. Но даже при всех выше озвученных недостатках X360 и PS3 остаются отличными развлекательными центрами, способными подарить много приятных эмоций. Финальный результат. Общая сумма по всем компонентам превратилась в хоккейный счет и составила 6:5 в пользу Sony. Этот «лишний» балл показал, что, несмотря на новаторство, предлагаемое Microsoft и конкретно человеком, придумавшим большинство этих новинок — Питером Муром, Sony уделила больше внимания своим играм, умело сдержав напор Microsoft по «техническим фронтам», чем убедило простых игроков выбрать именно PlayStation 3 и за годы продаж сократить до минимума 5 млн. фору, полученную американцами в первый «свободный» год продаж Xbox 360.