Чтобы рассматривать такую непростую тему как сравнение персонального компьютера и консолей как игровых платформ, необходимо провести краткий исторический экскурс. Не углубляясь в глубокие дебри можно сказать, что первой массовой домашней игровой приставкой стала Atari 2600, выпущенная в 1977 году. В конце 70-х, начале 80-х выходят такие легендарные игры как Space invaders, Asteroids, Pacman. Следующим знаковым событием становится выход игровой приставки NES (в Японии Famicom) от Nintendo в 1983 году. В 80-х годах зарождаются культовые игровые серии: Super Mario Bros., The Legend of Zelda, Metal Gear, Castlevania, Final Fantasy, Phantasy Star. В то же время персональные компьютеры становились все более доступны простому обывателю. В 1989 году на компьютерах Apple II выходит Prince of Persia.
В 90-х годах игровая индустрия продолжает набирать обороты. В 1993 году компанией Id Software выпущена легендарная игра Doom, заложившая основы жанра. Компания Sony вырывается в лидеры производителей игровых консолей и в 1995 году выпускает 32-х битную приставку с CD-дисками «PlayStation». В 1996 году появляется первая видеокарта с поддержкой 3D, что позволило выпустить полностью трехмерные игры Quake и Duke Nukem 3D. В 1998 году выходят Half-life и StarCraft, которые не теряют актуальности по сей день.
В нулевые годы 21 века в проекты игровой индустрии вкладываются миллионы долларов, которые окупаются десятками миллионов. Сменяются 2 поколения игровых консолей, на рынке которых лидируют компании Microsoft , Sony и Nintendo. Возрастает популярность портативных игровых консолей. Персональные компьютеров динамично развиваются и почти каждый год предлагают новинки технических решений.
И вот на дворе разгар 2014 года. Две основных консоли 8-го поколения в продаже уже более полугода, но в целом игр для них не густо, хотя второе полугодие обещает богатый урожай некст-гена. Как мы видим, параллель развития компьютерного и консольного гейминга можно провести более чем на 30 лет (целое поколение людей!). За это время сформировался ряд стереотипов. К примеру, что ПК нужен для стратегий, MMORPG и MOBA, а 99% ПК-геймеров – пираты и читеры, и при этом все они школьного возраста; что взрослому геймеру, чтобы «расслабиться за игрой на диване» необходима игровая консоль, а лучше две; и вообще ПК для работы, а для игр — специально созданные консоли. В своем фичере я постараюсь если и не опровергнуть, то хотя бы поколебать эти незыблемые постулаты.
Постулат №1 «Игровой компьютер в намного дороже, чем игровая консоль»
Чтобы поспорить с данным утверждением – не обойтись без цифр и расчетов. Для объективности постараемся брать усредненные цены. Так как Xbox One в нашей стране еще не поступила в продажу, то возьмем среднюю цену на приставку Sony PlayStation 4 по данным крупного интернет ресурса – 21 тыс. рублей (магазины моего города продают PS4 по 22 990 руб.). Персональный компьютер, на котором было бы комфортно играть в современные игры в FullHD разрешении вполне возможно собрать до 30 тыс. рублей (отталкиваемся от конфигурации: видео уровня GTX 760, R9 280, процессор уровня i5 последнего поколения и 8 Гб оперативной памяти). Итого получаем среднюю разницу примерно 9 тыс. рублей. Исходя из средней разницы цен на лицензионные игры в 1,5 тыс. рублей (возьмем средние цены игр на ПК и консолях – 800 и 2300 рублей соответственно), вышеуказанная разница окупиться за 5-7 игр.
Постулат №2 «На компе я играю скрюченный за столом, а на консольке с пивом на диванчике»
Прошли те славные времена, когда для вывода информации с системного блока на телевизор нужны были какие-то непонятные провода и переходники. Для того чтобы компьютерный геймер почувствовал всю прелесть игровых развлечений, сидя на своем угловом диване перед любимым 50-дюймовым смарт-телевизором, в настоящее время ему достаточно всего две вещи, стоимость которых может не превышать одной тысячи рублей. Это – геймпад (желательно беспроводной) и HDMI-кабель, который передаст на телевизор как изображение в формате FullHD, так и звук высокого качества! Для желающих максимально приблизиться к консольному геймингу открою страшную тайну – оригинальный геймпад Microsoft от Xbox 360 совместим с персональным компьютером. Также для тех, кто считает, что геймпад на ПК требует дополнительных настроек и установок, будет полезно узнать о существовании стандарта XInput, при наличии которого устройство любой фирмы-производителя будет непринужденно определяться игрой как геймпад от Xbox. Так что геймпад – это просто устройство ввода, такое же, как мышь и клавиатура, и каждый волен выбирать, что ему по душе.
Постулат №3 «Игровую консоль стоит купить только ради эксклюзивов»
Не стоит оспаривать того факта, что для каждой игровой консоли в настоящее время выпускаются эксклюзивные игры или даже игровые серии. Для этого консольные производители содержат целые игровые студии. Не секрет, что в связи с ценовой политикой многие издатели задерживают выход версий игр для персонального компьютера для извлечения большей прибыли от продаж. Однако подавляющее большинство игр в настоящий момент мультиплатформенны. А многие эксклюзивы, так или иначе, были портированы на ПК. К примеру, одни из лучших представителей файтинга (типичного консольного жанра) Mortal Kombat 9 и Injustice: Gods Among Us почтили своим присутствием персональные компьютеры. А один из самых известных консольных эксклюзивов, игра года по версии различных изданий и просто один из самых громких проектов в игровой индустрии Grand Theft Auto V уже анонсирован на ПК. Стоит отметить, что и у компьютерных геймеров есть свои эксклюзивы. Например Diablo 3 вышла на игровых консолях спустя полтора года после выхода на ПК.
Постулат № 4 «На консоли у меня не возникает никаких проблем с установкой игр, в отличие от ПК»
Интересно откуда возник данный стереотип? Рискну предположить, что здесь не обошлось без пиратства. Так и рисуется картина – криворукий пользователь пытается установить криво слепленный за день до официального релиза пиратский мега-репак, у него ничего не получается, что приводит к глубокой душевной травме. Но если отбросить тему пиратства, то с развитием сервисов цифровой дистрибуции, как на персональном компьютере, так и на игровых консолях все сводится к простому алгоритму из нескольких действий – купил-загрузил-запустил. Все купленные игры привязаны к Вашему личному аккаунту. Как правило, в рамках данного сервиса реализованы сервера для многопользовательской игры, а также механизмы защиты от читеров.
Подводя итоги, я так и не опроверг жанровый стереотип. В свое оправдание могу лишь сказать, что считаю себя ПК-геймером, но при этом не играю в MOBA и MMORPG. Вышеизложенный текст не преследует цели показать, что персональный компьютер лучшая игровая платформа, по сравнению с консолями. Я лишь хотел показать, что ПК – достойная альтернатива консолям; что такое гибкое и многофункциональное устройство может быть отличной игровой платформой. По моему мнению, у персонального компьютера хорошие перспективы в игровой индустрии и большой потенциал для дальнейшего развития.