С выхода первой части Panzer Corps прошло девять лет. За это время жанр варгеймов пополнился лишь одной достойной игрой — Order of Battle: World War 2. Но и та появилась пять лет назад. Поклонники пошаговых стратегий в антураже Второй мировой возлагали большие надежды на сиквел Panzer Corps, который студия Flashback Games выпустила в середине марта. Он получился на уровне оригинала — авторы взяли все лучшее от первой части и заметно прокачали графику.
Трехмерные модели юнитов и красочная картинка — большой шаг для жанра, где все игры были в 2D. Теперь «Тигр», «Штурмпанцер» и другая техника выглядит детализировано — под стать аналогам из World of Tanks. Но вот интерфейс подкачал. Разобраться в своих и чужих войсках порой не так просто. Раньше все было наглядно: зеленый цвет — у союзников, красный — у противников. Теперь у каждой страны свое обозначение. Очень часто возникают ситуации, когда серые плашки немецких юнитов сливаются с горной местностью, а зеленые британские — с растительностью. А уж если на каком-то участке карты, помимо наземных войск, собрались еще и самолеты, то новичок едва ли поймет, что вообще происходит.
Все боевые отряды в игре делятся на три типа: наземные, воздушные и морские. У каждого юнита есть 18 характеристик: от количества слотов, которое он занимает в армии, до показателей защиты от каждого типа подразделения. И это помимо уникальных особенностей. Например, у самоходки StuG III есть бонус к атаке против сооружений, а разведывательный самолет Fieseler Fi 156 Storch повышает точность союзников на 10%. Такой дотошный подход к проработке юнитов дает простор для комбинаций и гибкого сбора армии, чего не было в оригинале. В ход идет абсолютно все — откровенно бесполезных юнитов нет.
Чтобы успешно играть в Panzer Corps 2, нужно не только понимать, чем одна модель танка отличается от другого, но и держать в голове огромный массив информации. Если вы не собираетесь копаться в табличках и сравнивать параметры, эта игра не для вас.
В каждой операции у игрока есть основной костяк юнитов, который переходит из одной миссии в другую. К изначальному составу разрешается докупать подразделения. Вот только воспользоваться ими разрешается только здесь и сейчас. Основные юниты отличаются от вспомогательных наличием героев, которых можно прикрепить в любом количестве по желанию. Некоторые из них дают весьма серьезный бонус. К примеру, Бернд Беккер позволяет союзнику атаковать, не боясь ответного удара. Минус этой системы в том, что умений не так много, а самих персонажей нельзя переносить из миссии в миссию.
Несмотря на разнообразие отрядов и техники (ее в игре существенно больше, чем в оригинале), количество слотов в каждом задании ограничено. Зачастую приходится принимать непростые решения: то ли восстановить поврежденный танк, то ли расформировать подразделение ради другого, более мощного юнита. Но и тут есть нюанс: чем сильнее отряд, тем дороже он стоит и больше слотов занимает. Игрока будут частенько терзать сомнения при выборе между мощным «Тигром» и дополнительными зенитками, которые так необходимы для борьбы с назойливой авиацией.
Бои в Panzer Corps 2 традиционно пошаговые. По завершению хода наземные и морские войска остаются на местах, а самолетам приходится возвращаться на аэродром. В случае повреждения юнита его всегда можно восстановить. Игра предлагает два варианта: дешевое обычное пополнение и дорогое элитное (сохраняет весь накопленный опыт мертвых членов отряда). Также каждому юниту доступно дополнительное усиление. Удивляет только отсутствие выбора. Вместо того, чтобы предложить игроку улучшить любой из 18 параметров, разработчики позволяют лишь увеличить здоровье. Учитывая масштаб игры, это странное “урезание” — серьезный недостаток.
Успех в каждом задании зависит от маневров и создании гибкой армии с учетом ландшафта и войск противника. Если на карте есть реки, то вам не обойтись без инженеров. Наткнулись на минное поле? Вызывайте саперов. Игра вынуждает тратить деньги с умом не только перед стартом миссии, но и во время нее. Зачастую приходится докупать юнитов прямо в бою. Panzer Corps 2 постоянно проверяет игрока на способность адаптироваться к новым условиям. Не справился — запускай сначала. На высоком уровне сложности игра не прощает ошибок. На легкой и средней ИИ не так жестко наказывает за промашки.
Для победы над противником необязательно уничтожать всю армию неприятеля. Гораздо легче окружить его и взять в плен. Иногда для этого необходимо разбить армию на несколько отрядов, чтобы враг не сбежал. Бывают случаи, когда пехота врага сидит в городе до последнего. С одной стороны, в такие моменты начинаешь зевать, с другой — хотели как в жизни? Получите.
На релизе в Panzer Corps 2 доступна лишь кампания за Германию (за СССР и союзников, скорее всего, дадут сыграть в будущих дополнениях), в которую входят пять операций: Польша, Барбаросса, Северная Африка, Италия и Курск. Однако не спешите переживать — при неспешном прохождении даже одной кампании вам хватит надолго. Кроме нее, в игре есть четыре сценария: два исторических (Крит и план «Вайс») и два неисторических (Защитник Берлина и Война во фьорде). Если же вы каким-то образом быстро прошли и их, в игре есть мультиплеер с соревновательными (для 2 и 4 игроков) и кооперативными (для 2 игроков) миссиями. Однако со случайными людьми не так интересно взаимодействовать, как с друзьями, которые, к сожалению, не идут в комплекте с варгеймом.
После долгого ожидания Flashback Games порадовала фанатов варгеймов достойным продолжением культового оригинала. Panzer Corps 2 отлично сочетает кропотливый подход к событиям Второй мировой войны и насыщенный геймплей с ожесточенными осадами, в которых участвуют разнообразные типы войск. По всем меркам авторы создали самый современный варгейм — его осталось лишь слегка отполировать.