Site icon Мир компьютерных игр

Обзор Saints Row. Криво, но весело

Все четыре с половиной выпуска Saints Row, вышедшие на уже позапрошлом поколении консолей, были заметно разными по своему стилю, духу и подходу к повествованию и геймплею. Но всех их объединяло одно — стремление сделать игроку весело. Это было и кредо разработчиков, и ключевая особенность серии, выгодно выделявшая её в жанре так называемых «клонов GTA».

Первые две части рассказывали о тяжёлом пути из грязи в князи и брутальных кровопролитных разборках криминальных группировок. Третья полностью поменяла стиль, став подчёркнуто несерьёзной, а также позволила протагонисту прокачиваться, из-за чего под конец игры он становился чуть ли не супергероем. Четвёртая Saints Row продолжила это начинание, превратившись фактически в супергеройский экшен в виртуальной реальности. В итоге серия, начавшаяся с жалких перестрелок в гетто, закончилась спасением вселенной и полётами на крыльях по преисподней. В концовке герои попросили перезагрузить эту вселенную — и вот через семь с половиной лет перезапуск наконец вышел.

В южном городке Санто-Илесо живут четверо друзей. Кевин всё время ходит голым по пояс и очень любит готовить, мексиканка Нина обожает тачки, умник Элай — слушать мотивационные тренинги и участвовать в костюмированных ролевых играх. И, наконец, ваш герой (или героиня, по желанию) — непобедимый убийца всего, что движется, фактически супергерой. И все они настолько раздолбаи, что вчетвером не могут оплатить одну квартиру, в которой живут.

Они с горем пополам пытаются подрабатывать. Кевин устраивает вечеринки для Идолов — группировки анархистов. Нина — шофёр у Пантер, латиноамериканской банды. А протагонист устраивается в ЧВК Маршалла и расстреливает сотни безликих боевиков на разных вылазках. Однако после того, как интересы всех трёх группировок пересекаются, герои оказываются на обочине — брошенные и атакованные своими бывшими соратниками. Тогда они решают основать собственную криминальную империю и, обосновавшись в заброшенной церкви, называют себя Святыми.

Криминальная империя подразумевает не только вербовку сторонников — они тут сами слетаются к Святым, едва прознав про супергеройские способности протагониста, — но и всевозможный подпольный бизнес, с которым тут связаны разные побочные активности. Например, «прачечная», основанная Святыми, на деле смывает следы с мест преступлений, а наш герой помогает с перевозкой трупов в машинах, которые разыскивает полиция.

Для открытия финальных сюжетных миссий требуется полностью прокачать несколько подобных бизнесов, что на деле значит выполнить все задания одного типа. Между собой они, увы, практически не различаются: в случае с прачечной сценаристы постарались написать уникальные истории для каждой миссии, но геймплей в них одинаков.

Между собой же активности заметно различаются по качеству: зачем просто перевозить токсичные отходы, когда можно тестировать новое и очень прикольное оружие? Или, например, участвовать в двух весёлых активностях, перекочевавших из старых частей, — учинять максимальные разрушения с бесконечной базукой и бросаться под машины с целью получения страховых выплат. Последнее, кстати, протагонист делает по собственному решению: его отговаривают, говоря, что в 2022 году подобное мошенничество делается в онлайне, но герой непреклонен в своём желании переломать себе все кости: «Смотри, как я умею!» Это в целом хорошо характеризует настрой игры.

Новая Saints Row очень удачно выбрала тематику и тон повествования. Персонаж игрока в подобной игре в любом случае будет бессмертной машиной для убийства и грозой всех врагов — так пусть это будет отражено в сценарии! При этом его супергеройские умения не будут поначалу соответствовать его статусу — и статус этот придётся зарабатывать на протяжении всей игры, как в самых ранних выпусках серии. Общий тон игры крайне легковесный и ироничный, но при этом происходящее не скатывается в совсем уж безумие, как в третьей и четвёртой частях с их ордами зомби и галактическими разборками.

Да и супергероев тут, по сути, всего двое: протагонист и легендарный бандит Науалли, которого герой сначала сдаёт Маршаллу, а потом спасает из тюрьмы для совместных преступлений. Остальные ключевые персонажи наделены «сюжетной бронёй», но почти ничего сверхъестественного не выделывают, а рядовые враги вообще бездумно прут волна за волной на убой. Конечно же, в Saints Row массовые убийства будут чем-то будничным — но перезапуск, в отличие от второй части, не упивается садизмом, а просто воспринимает их как данность, как норму. Покосив сотню-другую безликих болванчиков, герои и глазом не моргнут — они тут же примутся обсуждать планы на просмотр любимых сериалов или досуг в караоке.

Добрая часть сюжетных миссий как раз связана с хобби главных героев: у каждого из трёх друзей протагониста есть собственная ветка заданий, выполнять которые можно параллельно основной сюжетке про большие операции против крутой ЧВК. Пожалуй, самая запоминающаяся из них — линия Элая, посвящённая ролевым играм. Там тоже приходится «убивать» воинов постапокалиптических пустошей, но понарошку, нарядившись в картонки и пафосно озвучивая свои подвиги.

Впрочем, геймплей шуточных миссий совсем не отличается от обычного: «настоящее» оружие стреляет не особо смачно, ощущений от попаданий особых нет, а враги обычно берут не качеством, а количеством и просто прут напролом. В своей несерьёзности Saints Row дошла до того, что и пушки, и физика всего подряд, и город, и постановка миссий тут ощущаются едва ли не игрушечными. Примерно как в третьей части.

Как и Saints Row: The Third, новая часть понимает, что она — про веселье, а не серьёзные испытания. На средней сложности она воспринимается как аттракцион: погибнуть в перестрелках всё ещё реально хотя бы из-за огромного числа одновременно атакующих врагов, но в остальном это сплошной отдых. Протагонист часто получает несущественный урон, ваши машины практически не ломаются, а почти все объекты, кроме зданий и редких заборов, превращаются в труху при соприкосновении с ними. Полиция смотрит сквозь пальцы практически на всё подряд, включая убийства горожан, а сбежать от неё или уничтожить не составляет труда. Санто-Илесо — ваша песочница, и ничто тут вам не преграда.

Причём песочница старомодная. Новая Saints Row неотличима от старых не только по своему настрою, но и по технической составляющей, и по геймдизайну. Словно не сменилось два поколения консолей, и перед нами вновь игра с Xbox 360. Эта часть могла бы выйти сразу после третьей, лет так десять назад.

При этом нарратив тут, наоборот, в духе 2022-го. Гигантских дилдо в кадре больше не появляется, и при общей отвязности диалогов тема секса, включая всевозможные связанные с ней оскорбления, не затрагивается вообще никак. Saints Row в целом небезуспешно пытается быть забавной, но точно не смелой. Понятно, что ждать смелости от ААА-игр — дело гиблое, но Saints Row ощущается довольно дешевой, какой бы у неё ни был бюджет.

Критики уже разругали новинку — по большей части за дело, конечно. Здешний юмор (как и любой юмор в принципе) придётся по нраву не всем. Персонажи довольно поверхностные — рассказать о них особо нечего. Одинаковые активности необходимо повторять множество раз. Игра на нормальной сложности чрезмерно простая.

Багов очень много, особенно связанных с анимациями. Искусственный интеллект врагов смехотворно плох. Город умеренно красивый (куда лучше Стилпорта из 3-4 частей), но неживой: никаких событий в нём не происходит, это просто декорация для ваших активностей. Прямо как в Cyberpunk 2077, да?

На самом деле, всё это прямо как в старых Saints Row. Фанаты серии, поливающие новинку грязью, возможно, предпочитают не вспоминать, насколько кривой и сложной была первая часть, какой неиграбельной была ПК-версия второй, как сильно прокачка ломала третью. Что дешёвые и пошлые шутки всегда были в серии. Что большинство персонажей в ней тоже описывались парой слов, а о хороших сюжетах речи никогда не шло вообще. Каждая часть на момент выхода заслуживала «семёрки», и эта — не исключение.

Серия Saints Row всегда была полна недостатков, и своих фанатов она заслужила, несмотря на них, потому что игр, настолько упивающихся глупостями и весельем, очень мало. В этом плане перезапуск — абсолютно типичная Saints Row. Она устарела лет на десять практически во всём — но ведь с тех пор альтернатив Saints Row толком и не нашлось. Поэтому, хоть новый выпуск звёзд с неба не хватает, со своей ролью — возродить серию и дать фанатам плюс-минус тот же самый игровой опыт, что и раньше, и новую порцию фана — он справляется достойно.

Источник

Exit mobile version