Site icon Мир компьютерных игр

Новый король гейминга: обзор Intel i9-12900K

Буквально этой весной в обзоре на предыдущий флагман Intel i9-11900K мы написали, что это — самый интригующий процессор за последние 10 лет. Судя по комментариям, не все нас поняли. 11900К, на наш взгляд, не стал лучшим на свое время процессором в потребительском сегменте. Но интриговал он тем, что показал, как Intel может практически догнать AMD, используя меньшее количество ядер, старый техпроцесс и устаревшую парадигму подхода к процессорам. Инженеры Intel однозначно одни из лучших в мире, и если они могут выжать такую производительность, когда почти все работает против них, то что они могут сделать с новой парадигмой процессоростроения, сделанной с нуля архитектурой, современным техпроцессом и последними технологиями?

Вот и ответ: Intel Core i9-12900K, новый король гейминга.

Мы уже писали, чем интересна архитектура Alder Lake, но если вкратце, то она сделана по подобию современных процессоров для мобильной техники. P-ядра потребляют много энергии и показывают высокую производительность. А E-ядра — гораздо слабее, не поддерживают Hyper Threading, но потребляют меньше энергии. Однако они все равно мощные, поэтому при эффективном использовании всех ядер, на Alder Lake в теории можно добиться впечатляющих результатов.

Intel уже пыталась делать гибридные процессоры, но архитектура Lakefield успехом не пользовалась, и Intel объявила о прекращении производства Lakefield в июле 2021 года, спустя всего два года после релиза. Ко второй попытке компания подготовилась лучше. Одна из основных трудностей работы с гибридной архитектурой — операционная система должна знать, какие ядра мощные, а какие более экономичные и динамически распределять задачи между ними. На процессорах Alder Lake есть аппаратная технология Thread Director, который помогает ОС с распределением задач по ядрам. Но полностью оценить возможности Alder Lake можно только на Windows 11, над планировщиком задач процессора которой Microsoft работала в тесном сотрудничестве с Intel. Кстати, на момент тестирования новый планировщик «поломал» производительность процессоров AMD Ryzen, но за этим должна следить не Intel и даже не столько Microsoft, сколько AMD, QA-инженеры которой проглядели этот баг.

Новый i9-12900K работает в связке с чипсетом Z690, который использует сокет FCLGA1700 — так что старые материнки на Z490 и Z590 не подойдут. Это оправданно: и в новом чипсете, и в самом процессоре напичкано неприличное количество новых технологий. Еще год назад десктопные процессоры Intel поддерживали только PCIe 3.0, но 12900К уже поддерживает PCIe 5.0, у которого пропускная способность в два раза выше 4.0 и в 4 раза выше 3.0. К сожалению, ни видеокарт, ни SSD с поддержкой PCIe 5.0 пока нет, поэтому придется поверить на слово.

А вот новая память DDR5 уже есть в продаже. Для обзора нам прислали набор из двух 16 Гб плашек Kingston Fury Beast с частотой 4800 МГц. Это не модель-рекордсмен — даже сейчас на запуске есть плашки гораздо быстрее. Но рекордные плашки обычно заметно дороже, при этом 4,8 ГГц все равно ощутимо быстрее стандартных скоростей DDR4.

Известная проблема прошлых поколений памяти — чрезмерный XMP-разгон зачастую негативно сказывается на производительности, потому что слишком быстрая память рассинхронизируется с процессором. А вот поддержка DDR5 позволяет делать быструю оперативку и не бояться, что скорость пойдет во вред. Дело в том, что в этом случае контролер питания находится не на материнской плате, а на самих модулях, что позволяет добиться характерного для DDR5 низкого напряжения в 1,1 В, и открывает гигантский простор для увеличения напряжения и последующего разгона. Благо XMP теперь поддерживает 3 заводских профиля (вместо 2) и 2 перезаписываемых пользовательских профиля для кастомного разгона.

Однако не все так радужно. Раньше Intel прятала лимит пиковой мощности процессора (PL2) в документации, но теперь эти данные легко найти — i9-12900K потребляет до 241 Вт. Это немало. Его прямые конкуренты Ryzen 9 5900X с 12 ядрами и Ryzen 9 5950X с 16 ядрами потребляют максимум 142 Вт — на 70% меньше. Китайский блогер Wolsame провел тестирование всей линейки Alder Lake с ограничением в 125 Вт и выяснил, что 12900К теряет до 30% производительности, уступая Ryzen 9 5950X в Cinebench R20, но все равно ощутимо обгоняя все остальные потребительские процессоры. Это полезная информация, если ваш компьютер ограничен по системе охлаждения или питанию, но топовые игровые процессоры обычно покупают для ПК с такими же топовыми компонентами, которые позволяют выжать максимум.

Кстати, с охлаждением стоит быть особенно внимательными. Увы, но к старту продаж выбор доступных систем охлаждения с поддержкой сокета FCLGA1700 был очень ограничен. Нам досталась GamerStorm Castle 360RGB V2 AIO — далеко не самая плохая система водяного охлаждения. Однако во время тестирования температура процессора в ресурсоемких задачах регулярно доходила почти до 100 градусов Цельсия, но моментально падала, как только нагрузка на процессор уменьшалась. Мы проведем повторные тесты, как только получим доступ к более мощной системе охлаждения — возможно, некоторые результаты окажутся еще лучше. Но забегая вперед скажем, что даже с GamerStorm Castle 360RGB V2 процессор показал более чем впечатляющие цифры.

Intel Core i9-12900KДата выхода4 ноября 2021Кодовое имяAlder Lake-SТехпроцессIntel 7 (бывший Intel 10 нм Enhanced SuperFin)Количество ядер8P+8EКоличество потоков24Базовая частотаE-ядра: 2,4 ГГц
P-ядра: 3.2 ГГцТурбо-частота5.2 ГГцКэш14 Мб L2
30 Мб L3TDP125 ВтМаксимальное электропотребление241 ВтМаксимальныйобъем памяти128 ГбТип памятиDDR5 или DDR4Количество каналов памяти2Максимальная пропускная способность памяти76,8 ГБ/сВстроенный графический процессорIntel UHD Graphics 770PCIe5.0 и 4.0Количество полос PCIe16 PCIe 5.0 и 4 PCIe 4.0РазъемFCLGA1700

Тестовые стенды

Из-за продолжающихся проблем с процессорами Ryzen на Windows 11, для Ryzen 5900X мы использовали результаты с Windows 10 и 11. Тестирование производилось в помещении с контролируемой температурой в 21 градус Цельсия.

Материнская плата для Intel i9-12900KASUS ROG MAXIMUS Z690 HERO, LGA 1700, Intel Z690, ATXМатеринская плата для AMDASUS PRIME X570-P, AM4, AMD X570, ATXОперативная память2x 16Gb DDR5 4800MHz Kingston Fury Beast (двухканальная)
2x 16Gb DDR4 3200MHz Kingston HyperX Fury RGB (двухканальная)SSD500Gb Samsung 980 Pro PCIe 4.0ВидеокартаNVIDIA GeForce RTX 3090 Founders EditionСистема охлажденияGamerStorm Castle 360RGB V2 AIOКорпусBe Quiet Dark Base 900 Black/OrangeБлок питания1050W Thermaltake ToughPower PF1 ARGBОперационные системыWindows 10 21H2 для Intel i9-10900K, i9-11900K и AMD Ryzen 9 5900X
Windows 11 для Intel i9-12900K и AMD Ryzen 9 5900X

Производительность в играх

3DMark

Как обычно, мы начинаем проверку производительности с синтетического теста 3DMark. Он не дает реальные показатели производительности в играх, потому что все игры и ситуации разные, но позволяет оценить общий потенциал железа.

Все игры тестировали в 1080р на максимальных настройках качества, если не указано обратное. DXR и RTX включены в играх, которые поддерживают трассировку лучей, потому что сильно увеличивают нагрузку не только на видеокарту, но и на процессор.

Преимущество i9-12900K над предшественником вполне очевидно, но нам интереснее сравнение с Ryzen 9 5900X. И здесь новый флагман Intel почти везде быстрее: где-то незначительно, а где-то — вполне заметно. Часть этой разницы можно объяснить более высокими частотами, часть — новой памятью DDR5. AMD обещает, что 3D-кэш на обновленных процессорах Ryzen 5000-серии вернет ей лидерство, но это мы проверим, когда новые процессоры выйдут, а пока Intel i9-12900K — новый король ПК-гейминга.

Дальше у нас идут дополнительные графики с временем, которое процессоры тратят на каждый кадр игр. Чем меньше, тем лучше. Трассировка лучей значительно увеличивает нагрузку на процессор, но, к сожалению, единственная игра с поддержкой DXR и которая предоставляет информацию о CPU Render time — это Marvel’s Guardians of the Galaxy. Ее результат наглядно показывает, почему даже на максимальных настройках графики сейчас очень важен быстрый процессор.

Counter-Strike: Global Offensive (2012)

Производительность в CSGO отлично масштабируется с производительностью процессоров. 12900К сейчас самый быстрый процессор для CSGO, но разница с Ryzen 5900X всего 6%. При этом показатели fps настолько обходят возможности мониторов, что даже для кибеспортсменов подойдет любой современный процессор.

Rainbow Six Siege (2015)

Производительность киберспортивных игр, работающих в сверхвысоких фреймрейтах, зависит от каждого компонента компьютера. Особенно помогает версия для API Vulkan, которая по полной использует современные многоядерные процессоры. 16-ти ядерный i9-12900K всего на 10% быстрее 12-ти ядерного Ryzen 5900X и на 22% быстрее 10-ти ядерного i9-10900K, а вот 8-ми ядерный i9-11900, вышедший всего полгода назад, уступает новому чемпиону аж 42%.

Forza Horizon 4 (2018)

Как и все последние игры Microsoft Games, Forza Horizon 4 отлично оптимизирована под ПК и поддерживает DirectX 12, что позволяет ей использовать современные многоядерные процессоры на полную катушку.

В FH4 12900K на 10 процентов быстрее своего главного конкурента Ryzen 5900X и на 27% быстрее 11900К.

Gears 5 (2019)

Gears 5 сделана на DirectX 12, но игра явно предпочитает частоты повыше и не особо любит процессоры AMD. Иронично, учитывая, что ее разрабатывали под Xbox One с процессором AMD Bulldozer, а после серьезно обновили под Xbox Series X с процессором на Zen 2.

Gears Tactics (2020)

Как и большинство стратегий, производительность Gears Tactics отлично масштабируется с мощностью процессоров. 12900K уверенно обгоняет Ryzen 5900X и предыдущие флагманы Intel даже не смотря на то, что тестирование проходило на максимальных настройках графики. Обычно разница между процессорами минимальна даже в 1080p, но Unreal Engine 4 требователен к пропускной способности памяти, поэтому это в первую очередь победа DDR5 над DDR4.

A Total War Saga: Troy (2020)

Серия Total War всегда славилась требовательностью к процессорам, но у каждой игры есть ограничения ее движка, и i9-12900K с Ryzen 9 5900X явно дошли до предела, показывая одинаковую производительность и во время тестового боя и во время облета карты кампании, несмотря на превосходство процессора Intel в количестве физических ядер, частоте и пропускной способности памяти.

Crysis Remastered (2020)

Игра-бенчмарк Crysis Remastered отлично оптимизирована под современные многопоточные процессоры (то есть они почти не влияют на ее производительность, а нагрузка равномерно распределяется по всем доступным ядрам) даже на минимальных настройках графики. На максимальных настройках это отличный бенчмарк видеокарт на много лет вперед — больше 30 FPS без DLSS не получится выжать даже из RTX 3090.

Assassin’s Creed Valhalla (2020)

Отношения серии Assassin’s Creed с графическими API очень странные. Первая часть была одной из первых игр, использовавшей DirectX 10, трилогия Эцио вернулась к DX9, Assassin’s Creed III поддерживала DX11, как и все последующие ПК-версии серии, что приводило к очень низкой производительности в городах. Valhalla обноновили до DirectX 12, поэтому 12900K и 5900X с 24 потоками уверенно обходят 16-ти поточный 11900K. Что интересно, нагрузка на ядра 12900K была выше, чем у 5900X, скорее всего потому, что эффективные ядра в новом гибридном дизайне слабее, чем классические ядра AMD.

Watch Dogs Legion (2020)

В этой игре отлично видно катастрофическое состояние планировщика задач процессора в Windows 11, который завышает задержку доступа к кэшу L3, существенно понижая его пропускную способность. Watch Dogs Legion выдает практически одинаковую производительность и на 12900К, и на 5900X на Win10, но процессор от AMD теряет практически треть FPS под Win11.

Hitman 3

В наших тестах Hitman 3 на i9-12900K вел себя очень странно, раз за разом показывая разную производительность, то отставая от Ryzen, то обходя его. Возможно, дело здесь именно в недостатке охлаждения, о чем мы писали выше. Из всех результатов взяли наиболее частый.

Metro Exodus Enhanced Edition (2021)

Очень странный случай, когда игра явно лучше работает на Windows 10, чем на новой Windows 11. И это одна из редких игр, где i9-12900K ощутимо уступает и 5900X, и даже своему предшественнику в лице 11900К.

Far Cry 6 (2021)

Серия Far Cry всегда была очень требовательной к пропускной способности памяти и в данном случае победа 12900К скорее всего объясняется не столько самим процессором, сколько новой, гораздо более быстрой памятью DDR5.

Marvel's Guardians of the Galaxy (2021)

Очень похожая ситуация — и, скорее всего, секрет 12900К снова в памяти DDR5.

Производительность в рабочих приложениях

Adobe Photoshop CC 2022

Самая популярная программа для обработки изображений Adobe Photoshop хоть поддерживает аппаратное ускорение, но очень мало использует видеокарты, в основном полагаясь на производительность одного ядра.

Как ни странно, в этом тесте 5900X чуть-чуть обошел 12900K, но разница в 25 баллов — это статистическая погрешность. По сути, любые современные процессоры хорошо справятся с любой задачей в Photoshop при наличии аппаратного ускорения.

DaVinci Resolve 17

Одна из самых популярных программ для монтажа, цветокоррекции и градации видео от австралийской компании Blackmagic очень активно использует аппаратное ускорение на видеокартах, поэтому в теории на одной и той же видеокарте все процессоры должны были показать примерно одинаковый результат. Однако цифры 12900K поставили нас в ступор — они ощутимо выше, чем у любого другого процессора. Возможно, это связано с тем, что Blackmagic с прошлого года оптимизирует ядро Resolve под процессоры M1 со схожей концепцией ядер bigLITTLE в компьютерах и планшетах Apple.

Cinebench R23

Первоначально задуманный как инструмент для тестирования производительности в 3D-рендере Maxon Cinema 4D, сейчас Cinebench используют как инструмент для получения сырой одноядерной и многоядерной производительности центральных процессоров и их чистого вычислительного потенциала.

Этой весной Intel уже показала, что одноядерная производительность — это ее фишка, обогнав все остальные процессоры с 11900К. Ситуация снова повторилась с 12900К, но на этот раз разница еще больше — плюс 20% за полгода. Куда удивительнее уверенная победа над Ryzen 9 5900X в многопоточной производительности. Классический дизайн ядер в чиплетах на 17% уступил топовому процессору Intel с множеством экономичных ядер.

V-ray

Профессиональный рендерный движок V-ray работает в практически во всех популярных программах для моделирования 3D-сцен, включая композиционный софт Nuke, среду визуального программирования Houdini и Unreal Engine. Он поддерживает рендеринг при помощи CUDA и RTX. 24 потока от 12 ядер в 5900X и 16 ядер 12900K показали очень похожие результаты, а разницу можно объяснить более высокой частотой и энергопотреблением нового процессора Intel. А два предыдущих поколения он обогнал в 1,5 раза, демонстрируя преимущества архитектуры Alder Lake в рабочих приложениях.

Intel Core i9-12900K впечатляюще выступил в наших тестах, обогнав или хотя бы догнав своего ближайшего конкурента AMD Ryzen 5900X практически во всех играх и рабочих приложениях. Без инструментов профилирования игр сложно сказать, в чем заключается секрет его успеха. Возможно, это увеличенный кэш. Возможно, это новый тип памяти DDR5. Возможно, это 16 ядер, половина из которых работают на низких частотах, но их все равно хватает на большинство задач. Но скорее всего, влияет все вместе. Так что если вам нужна максимальная производительность в играх и творческих задачах — то лучше 12900К сейчас ничего на рынке нет.

К сожалению, нам не удалось протестировать младшие процессоры, нацеленные на более массового пользователя. Но мы уверены, что и они покажут отличные результаты: запас мощности у новой архитектуры огромный, а особенно интересно то, что даже экономные E-ядра показывают впечатляющую производительность. В итоге «массовый» i5-12600K фактически становится 10-ядерным (и 16-поточным) процессором — а это очень серьезная заявка и отличный задел на будущее.

Источник

Exit mobile version