В последние годы Need for Speed напоминает о себе лишь раз в два года, так что от каждого появления ждешь чего-то необычного. И игра действительно меняется, местами — до неузнаваемости. Другое дело, что это не помогает: новым частям как правило не хватает цельности. Кажется, что авторы сами не знают, в какую сторону вести когда-то великий сериал.
Ровно такие впечатления были у меня от странного перезапуска Need for Speed 2015 года, да и Most Wanted (2012) с The Run (2011) тоже оставляли массу вопросов. Последняя безоговорочно крутая часть сериала вышла семь (!) лет назад — это перезапуск Hot Pursuit 2010 года.
Анонс Need for Speed: Payback пробудил надежду, что все может поменяться. Новинка обещала стать «Форсажем» от мира видеоигр, вернуть в гонки сюжет, экшен — в общем, сделать то, что собирались в Need for Speed: The Run, только лучше. Поиграв, наконец, в финальную версию Payback, могу сказать: все не так просто.
Главная проблема Payback — разработчики поддались на вредную для автогонок моду на непомерно большие игры с открытым миром. Следствием этого стали повторяющиеся здания, гринд и все прочее, что позволяет растянуть короткую историю на десятки часов. И если вы хотите увидеть в Payback игровую версию «Форсажа», лучше оставить эти надежды сразу. Новая Need for Speed — более-менее типичная игра в открытом мире: с огромной картой, кучей разных гонок, очень подробным тюнингом, гонками по бездорожью и (ну конечно!) лутбоксами, внутри которых лежат случайные апгрейды для машин.
Крутые сюжетные миссии с кат-сценами и постановочными погонями встречаются редко и только после достижения определенной цели в открытом мире: победы над всеми бандами района и выигрыша всех доступных гонок за каждого из трех персонажей. Все остальное время сюжет фактически стоит на месте, оставляя вас развлекать себя самостоятельно: сбивать рекламные щиты, искать остовы редких машин и копить деньги на то, чтобы превратить шоссейный «Фольксваген-Гольф» в матерый внедорожник.
Но это еще бы ладно. Беда в том, что избежать рутинной, многочасовой возни в открытом мире вообще никак нельзя. Я уже говорил, что в игре трое героев? Готовьтесь: для каждого нужно строить свои машины, которые подходят только для определенного типа гонок, вроде кольцевых, бездорожья или дрифта. Делить на троих машины и дисциплины герои не могут, зато успешно делят на всех ваш кошелек. И вместо того, чтобы покупать и прокачивать одну-две машины, вы теперь должны тратить деньги минимум на пять (некоторые герои участвуют в двух дисциплинах одновременно, но на разных машинах).
Разумеется, денег на содержание такого гаража почти сразу начинает не хватать. Что делать в этом случае? Понятно что: по несколько раз проходить все открытые гонки и задания. Примерно на десятом часу такой безрадостной работы понимаешь, что вместо веселой аркадной гонки играешь в симулятор водителя Uber.
Хотите сэкономить время? Покупайте за реальные деньги «очки скорости», которые можно обменять на лутбоксы с деньгами, новыми запчастями и каким-нибудь бонусами, вроде сиреневого дыма из-под колес. Можно раскошелиться и на более дорогую версию Need for Speed Payback: Deluxe Edition, где игроку сразу отсыпают несколько халявных ящиков и машин.
Казалось, что компенсацией за такое хамство EA должен стать самый подробный в жанре тюнинг, который достался игре от Need for Speed 2015 года. Но в гараже вас ожидает еще один удар холодной сельдью по лицу. Одних только денег на покупку деталей здесь уже недостаточно. Доступ к модификации любого узла машины сперва нужно открыть, выполняя задания в открытом мире. Чтобы поставить на свой автомобиль более широкие колеса, придется бросать гонки и колесить по пустыням, пытаясь «выбить» двукратный множитель очков стиля. Или выше всех прыгнуть на десяти трамплинах. Или трижды побить рекорд скорости на прямой. Так из симулятора водителя Uber игра превращается в еще более издевательский симулятор позднесоветской плановой экономики.
Особо обидно, что за вычетом идиотской прогрессии сама по себе Need for Speed: Payback — далеко не самая плохая NFS в истории. Более того, временами она вполне обаятельна. Например, сюжет и диалоги так плохи, что даже хороши: почти любой разговор между героями вызывает искреннюю улыбку — как раз такую, какая не покидает ваше лицо при просмотре седьмого «Форсажа».
А в том, что касается устройства открытого мира, авторы явно вдохновлялись великолепной Forza Horizon 3. Из нее в Payback перешли поиски и восстановление ржавых раритетов, внедорожные гонки и самое главное — возможность срезать путь через любую канаву. Впервые Need for Speed избавилась от жестких границ трасс и получила действительно свободный мир, в котором ничего не помешает доехать до любого сарая или скалы, видимых на горизонте. Такого не было ни в игре 2015 года, ни в Need for Speed: Rivals 2013-го.
Мир игры получился действительно большим и ярким — особенно по сравнению с депрессивным перезапуском Need for Speed 2015 года. Главный город копирует Лас-Вегас, а окружающая его местность — штат Невада, с его красными пустынями, каньонами и уходящими за горизонт дорогами. Все это с полноценной сменой дня и ночи и красивыми закатами. Другое дело, что по каким-то непонятным причинам (возможно, дело как раз в размерах) новая игра при дневном свете умудряется выглядеть слега хуже, чем Need for Speed: Rivals 2013-го, который был выполнен в похожем стиле.
С двумя предыдущими частями новинку роднит движок и физика. Поэтому если вы неплохо проводили время в той же Rivals, то примерно знаете, что ожидать от гонок Payback. Здесь такая же, требующая небольшого привыкания, физика поведения машин (мой совет: никогда не отпускайте газ во время торможения, а яростно давите на обе педали сразу). Ну а главный недостаток движка Frostbite — он до сих пор не умеет передавать ощущения, которые вы испытывали в Need for Speed: Most Wanted (2005), когда таранили на полном ходу полицейские кордоны. Для того, чтобы отправить полицейскую машину в зрелищный полет, не надо как-то подлавливать момент и совершать хитрые маневры — достаточно просто обнулить ее полоску жизни методичными тычками. К счастью, полиция появляется только во время определенных миссий и вашим перемещениям по миру никак не мешает.
Впрочем, графика, столкновения и физика сами по себе вряд ли утянули бы Need for Speed: Payback на дно. Это по-своему обаятельная аркадная гонка, в которую хочется играть. Но единственными людьми, которые смогут получить от нее ничем не испорченное удовольствие, будут, к сожалению, бухгалтеры Electronic Arts.