NBA Live в сравнении с другими спортивными циклами EA Sports выглядит белой вороной. Выпуски выходят нерегулярно, больших денег не приносят и не господствуют в своем сегменте, уступая по всем фронтам NBA 2K. Понимая, что нужны перемены, компания отправила свой баскетбольный симулятор в двухгодичный отпуск. Этого времени хватило, чтобы исправить ошибки прошлого. И наделать новых.
Но сначала о приятном: перед нами лучшая NBA Live за последние лет восемь как минимум: увлекательная, в меру разнообразная, хорошо продуманная. И притом дружелюбная: даже далекие от этого вида спорта люди освоятся на виртуальном паркете за полчаса. Для них же заготовлен краткий, но наглядный тренировочный режим, где обучают основам. Как бросать точно, выполнять данки и лэй-апы, ставить блоки и перехватывать мяч, играть спиной к корзине — стандартный набор действий и ситуаций, с которыми сталкиваешься регулярно.
Конечно, чтобы научиться сочетать все это в матчах, где решения принимаются мгновенно, понадобится практика. Тем более что соперник особо не щадит игрока даже на низком уровне сложности. В защите типичные середнячки Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) вроде «Детройта» или «Нью-Орлеана» действуют слаженно, плотно опекают и всячески препятствуют прохождению в трехсекундную зону. Мячом они тоже распоряжаются грамотно: меняют на ходу атакующие схемы и расстановки, устраивают перепасовки, ищут возможности для прорыва или хотя бы беспрепятственного броска.
В их действиях, справедливости ради, ощущается небольшое жульничество — преимущество, заложенное в программный код. В NBA Live 18 норма, когда несколько раз за матч низкий атакующий защитник в борьбе с высоким центровым ловит отскочивший мяч, просто потому что он ближе к кольцу. В отместку последние на своей территории так остервенело машут руками, что количество блок-шотов превышает разумные пределы. Нередки поединки, в которых этот показатель — третий по численности после очков и результативных передач.
Что до подборов и перехватов, то по ним тоже есть небольшие претензии. Непонятно, почему несущественные столкновения почти всегда приводят к потере мяча атакующей командой. В расход не берутся ни силовые, ни оборонительные показатели — просто так происходит. Куда логичнее все становится, когда обороняешься сам, мешая дальнейшему продвижению оппонента. Стрелочка внизу под ним подсказывает, в какую сторону он рванет далее.
Если она из красной становится зеленой, можно отбирать мяч без риска для фола, но и без гарантий на успех — здесь характеристики действительно учитываются. Если провалитесь, потеряете позицию, освободив проход для соперника.
В целом новая оборонительная система хорошо сбалансирована: она не дает преимуществ ни одной из сторон, риски одинаковы. Вот еще пример: находясь спиной к кольцу, у вас множество вариантов для атаки, от передачи напарнику и продавливания стоящего за вами защитника до броска после разворота или ухода в центр. А ваш опекун способен не только сдерживать натиск и тоже толкаться (вплоть до фола), но и сместиться в сторону, из-за чего ваш игрок, привыкший опираться на противника, потеряет равновесие и упадет на паркет.
Цепкой обороне в NBA Live 18 противопоставляется дриблинг. Он выполняется только правой рукояткой геймпада, никаких извращений в духе последних частей NBA 2K. В зависимости от положения (стоя или бегом) одни и те же движения стиком запускают разные команды, будь то укрытие мяча, ложное движение в сторону, поворот на 180 градусов или резкая смена направления движения. Как и в настоящем баскетболе, дриблинг — самый действенный способ продраться к корзине после передач. Благодаря ему встречи на виртуальных площадках выглядят динамичнее и зрелищнее.
Важность финтов в NBA Live 18 ощущается также в разных режимах, там без них побеждать гораздо сложнее. Лучшим из них является The One, где предлагают примерить на себя роль одаренного новичка, за которым гоняются все клубы НБА. Но прежде чем отправиться на драфт, необходимо показать свои умения в стритболе. На протяжении семи глав судьба сводит главного героя, созданного в редакторе по вашему подобию (можно отсканировать лицо в специальном приложении; https://www.easports.com/ru/gamefaceweb), с баскетбольными суперзвездами. Дополнительно можно оттачивать навыки в онлайновых матчах с другими участниками The One.
Каждый успех, каждый шаг новичка обсуждаются социальными сетями и ведущими шоу First Take с телеканала ESPN: специально для сюжетного режима с ними записали небольшие выпуски. Но стоит протагонисту, прозванному The Comeback Kid, подписать профессиональный контракт, как звездная атмосфера испарится — число красивых видеовставок между матчами резко сократится, телеэксперты исчезнут с экранов. Начнется привычная для «Карьеры» любого спортивного симулятора рутина — череда игр в регулярном сезоне и плей-офф (их количество, как и остальные параметры, настраиваются).
В перерывах между ними надо развивать талант: герой должен соответствовать ожиданиям публики. Выбранная в начале карьеры позиция определяет перечень главных и второстепенных характеристики, таких как броски с разных дистанций, точность передач, перехватов и т. п. Удачные выступления приносят очки опыта, благодаря им The Comeback Kid набирает уровни. А с достижением каждого нового он получает очко навыков, которое тратится на увеличение одной из характеристик. Хитрая взаимосвязь опыта и умений еще и в том, что прокачивать второстепенные показатели можно только при достижении определенного уровня. Вот и приходится пыхтеть на соревнованиях, выполняя второстепенные задачи.
Сходство с ролевыми системами хорошо заметно на примере «значков», или уникальных способностей. Среди них — повышенная выносливость в концовке встречи, высокие шансы перехватить мяч или, напротив, пониженный риск потерять его при дриблинге. Перечень возможностей пополняется по ходу прохождения, при этом на каждый матч разрешают взять не более трех «значков» — и то если достигнете 21-го уровня.
Наконец, есть виртуальная валюта, и для шопоголиков это главный стимул выполнять индивидуальные задания. На нее приобретается экипировка — майки, шорты, наколенники, защита для пальцев, носки и, конечно же, лицензированные кроссовки, у которых просто неприличные ценники. Более дешевый вариант — тематические «ящики»: предметы из них выпадают в случайном порядке. Отсюда и риск вместо желанной редкой вещи получить какой-то мусор.
Хотя запала разработчиков хватило лишь на вступительную часть The One, это лучший способ провести время в NBA Live 18. Остальные режимы — в гораздо более печальном состоянии. Так, в Franchise ваши полномочия как генерального менеджера исчерпываются обменом игроков на рынке и их руководством в матчах. Ни скаутской системы, ни развития молодежи, ни общения с прессой — забудьте. Ultimate Team, где подбираются звездные составы для онлайн-поединков, больше заточен на одиночное прохождение. Уже сейчас там порядка 150 таких испытаний, за которые награждают либо виртуальными деньгами на покупку/аренду новичков, либо игроками из проигравшего вам клуба. О сетевой направленности режима напоминают только аукционы и обычные матчи с другими членами Ultimate Team по сети.
По-видимому, произошла схожая с NHL 15 накладка: разработчики не успели по срокам и кое-что отложили до следующей версии. На это намекает даже ситуация с командами женской НБА. Их дебют в NBA Live 18 — первый случай, когда спортсменок в принципе добавляют в баскетбольный симулятор, но это не преподносится как важное нововведение (сравните с анонсом женских национальных сборных в FIFA 16). За представительниц WNBA дают сыграть лишь обычный матч против ИИ, в ходе которого комментаторы иногда не произносят даже названия клубов — реплики не успели записать.
Но даже в таком полуразобранном состоянии NBA Live 18 — развлечение на десятки часов для поклонников баскетбола, для фанатов NBA 2K, жаждущих иного взгляда на жанр, для тех, кто боялся подступиться к хардкорному симулятору. Творение EA Sports предлагает минимальный порог вхождения, во многом оно аркадное, но радости и эмоций способно доставить не меньше, чем NBA 2K18 или просмотр настоящего баскетбольного поединка.