Надевая шлем виртуальной реальности от Sony, чувствуешь себя немного Сэмом Фишером из Splinter Cell: на голове массивная гарнитура и спереди на ней горят огоньки. Разве что ярко-синие, а не зеленые. Чудо-прибор обещает погружение в модную сейчас виртуальную реальность, причем почти моментальное — без развешивания датчиков и длительной калибровки. Просто распаковал, соединил кабелями с консолью PlayStation 4 — и наслаждайся. Насколько просто подключить новинку и хороша ли виртуальная реальность от Sony — все это мы выяснили на личном опыте.
Ворох проводов, которые идут в комплекте с гарнитурой PlayStation VR, выглядит устрашающе. Нужны они для того, чтобы объединить приставку, телевизор, гарнитуру и процессорный модуль в единую VR-систему. Модуль требует отдельной розетки и не расширяет вычислительные мощности консоли, но помогает с обработкой звука и выводит на экран телевизора изображение, которое видит пользователь в шлеме. Качество картинки неизбежно ухудшается — такова плата за возможность сделать пребывание в VR-реальности интересным не только для игрока, но и для зрителей. Несмотря на первое впечатление, разобраться в схеме сборки очень легко, и распределение проводов по гнездам занимает от силы минут пять.
Cамая базовая версия PlayStation VR стоит 35 тысяч рублей. При этом в комплект не входит важный компонент, без которого вся система не будет работать, — камера Playstation. Если докупать ее отдельно, она обойдется в 4 тысячи рублей. Кроме того, некоторые игры поддерживают сенсорные контроллеры Move, но в отличие от камеры, ими можно пренебречь, ограничившись обычным Dualshock.
Если вдруг что-то подключено не так, на экране шлема игрок увидит предупреждение: мол, нужно проверить HDMI-кабель или USB-кабель. После того, как система убедится в правильности сборки, наступает черед отладки — по упрощенной схеме, и, опять же, от силы за пару минут. Этого вполне хватает, чтобы шлем заработал, однако игрока почему-то не предупреждают, что существует и расширенная версия калибровки, в которой можно задать хоть расстояние между зрачками глаз пользователя — именно на случай, когда базовых настроек недостаточно. Для доступа к ней нужно зайти в настройки PlayStation VR на PS4.
Сам шлем сидит на голове комфортно — можно настроить размер ободка, отодвинуть переднюю часть с линзами подальше или наоборот поближе, чтобы она плотно прилегала к лицу. Вес устройства начинаешь ощущать не сразу, но где-то через час нам захотелось сделать передышку. Хотя VR-шлемы и в особенности шлем Sony нередко упрекают в том, что они вызывают у пользователей тошноту, у нас неприятных ощущений не возникло — ни в гонках, ни во время битв гигантских роботов. Разве что легкое головокружение в сценах, где слишком резко меняется перспектива обзора — да и то оно быстро проходит.
PlayStation VR полагается на PlayStation Camera. На тематических форумах пользователи наперебой советуют стоять или сидеть поближе к ней, чтобы система правильно распознавала движения джойпада и не теряла из виду гарнитуру и Move-контроллеры. Кроме того, считается, что оптимально хорошее освещение — мол, в сумерках PlayStation Camera теряет ориентацию. Однако в нашем случае оказалось, что темнота — лучший друг VR. Вечером, при электрическом свете, камера категорически отказывалась правильно распознавать положения джойпада в том же Tumble — паззле о выстраивании башенок из кубиков разной формы и состава. Стоило отключить верхнее освещение — и все пошло на лад.
Самый большой шок, который испытываешь при столкновении с VR, — качество графики. Картинка — более низкого качества, чем обычно ждешь от современных игр (хотя и не сильно хуже, чем в топовых VR-шлемах). Запускаешь, скажем, гонку DriveClub VR. Сначала у тебя перехватывает дыхание от ракурса: ты как будто взаправду сидишь за рулем болида. Но потом дыхание перехватывает уже совсем от другого. На скорости окружение вдали сливается в невнятную кашу — настолько, что иногда сложно понять, пора ли поворачивать или это просто обман зрения.
С другой стороны, игры с сильно стилизованной графикой — та же Tumble, мультяшный квест Wayward Sky или многопользовательский шутер RIGS — в PlayStation VR выглядят хорошо. И это — общее свойство всех VR-игр: чем нереалистичнее декорации, тем лучше сама игра обеспечивает иллюзию присутствия в виртуальном мире. Хороший пример — платформер Bound, в который под запуск шлема Sony добавили отдельный VR-режим. Мир хрупкой балерины — психоделичный, состоящий сплошь из простых геометрических объектов, — особенно впечатляет, когда смотришь на него не со стороны, а как бы изнутри, находясь рядом с героиней. Охотно веришь в иллюзию и в тех играх, где персонаж согласно сюжету сидит — хоть в боевом роботе, хоть в боевом истребителе. Вдобавок, ситуацию с качеством картинки должна улучшить PS4 Pro — более мощная версия PlayStation 4.
Главная сложность с PlayStation VR, как, впрочем, и с шлемами, вроде HTC Vive, — в том, что сами игры не предлагают ничего кардинально иного по сравнению с обычными компьютерными и консольными играми. Убери из уравнения шлем — получится мини-развлечение: гонка, простенький шутер, пазл или квест, способный прижиться хоть на мобильной платформе. В то же время в пользу PlayStation VR говорит то, что новинок, выпущенных на старте устройства, много, и среди них есть представители самых разных жанров — своего рода эксперименты по обкатке механик, которые впоследствии, возможно сложатся в игру масштабов Uncharted. Но пока такой игры нет.
Зато мини-игры — хороший способ познакомить с виртуальной реальностью новичков. Примерно такое же восхищение вызывало управление жестами, когда оно только-только появилось — надо же, игра распознает движения игрока. Тут же восхищение — от возможности попасть прямо в игру, без прослойки в виде экрана. Вот они кубики из Tumble — прямо у тебя под руками. Вот арена в Battlezone, по которой ты разъезжаешь на танке — там, где должен быть пол и такой милый русскому сердцу цветастый ковер. Вау-эффект, как он есть. Другое дело, что поток новинок должен оставаться стабильным, а сами разработки — усложняться, иначе PlayStation VR рискует остаться дорогостоящим аксессуаром, вроде Kinect (или той же EyeToy), обреченным простаивать без дела после того, как все мини-игры будут опробованы.
Шлем от Sony по качеству изображения и точности распознавания движений уступает HTC Vive (или тому же Oculus Rift), но он дешевле (даже с учетом дополнительной камеры): необходимая для работы PlayStation 4 стоит куда меньше, чем мощный PC. Вдобавок, его очень легко подключить и несложно перевозить с места на место — идеальный VR «из коробки». Sony сделала ставку на простоту и доступность и не прогадала — ее шлем вполне способен популяризовать виртуальную реальность среди тех, кто до сих пор о VR только слышал. Другое дело, что пока это не аксессуар первой необходимости, а доступные для него приложения хороши именно тем, что их много — среди них нет какого-то одного безусловного хита. С покупкой PlayStation VR необязательно торопиться — напротив, есть смысл дождаться PlayStation 4 Pro, чтобы не разочаровываться, разглядывая пиксели в Driveclub VR. А лучше — еще и потерпеть до первых настоящих хитов.