Site icon Мир компьютерных игр

Mortal Kombat 11

В Mortal Kombat своя песнь льда и пламени: Саб-Зиро замораживает, Скорпион дышит огнем. Цикл, придуманный Эдом Буном и Джоном Тобиасом, старше даже книжного эпоса Мартина. Еще в девяностые он стал главным файтингом в России и после удачного перезапуска в 2011 году переживает вторую молодость. Вот только Mortal Kombat 11 — уже третий MK подряд, сделанный примерно одинаково — попробуй отличить по скриншотам. И еще он одиннадцатый! Не надоело?

Хороший вопрос. Классические персонажи Mortal Kombat — все эти ниндзя и киборги, варвары и принцессы, шаолиньские монахи и японские боги, — коллекция архетипов еще из боевиков восьмидесятых. В эпоху видеосалонов Mortal Kombat был чертовски актуален, а в наши дни безжалостно ловит на чувстве ностальгии. Именно поэтому перезапуск просто пересказал сюжет самых первых частей и тут же сорвал ожидаемые аплодисменты. Нам именно это старье и нужно, тут нечего стесняться.

В Mortal Kombat X история шагнула было вперед, но Mortal Kombat 11 упрямо потащила ее назад — через манипуляции со временем. Развитие характеров персонажей — это похвально, вот только страшная злая Китана мне нравится куда меньше, чем добрая и молодая, и сценаристы отлично это понимают. Пожалуй, именно фильм Mortal Kombat с Ламбертом зафиксировал то золотое мгновение, от которого нельзя далеко отклоняться.

Поэтому, когда нужно вводить новых героев, авторы Mortal Kombat поднимают какие-то древние архивы с фанатскими слухами и — бац — в игре появляется маг крови Скарлет. Все разноцветные клоны из девяностых, к слову, давно уже стали отдельными личностями. С другой стороны, авторы не могут игнорировать и современность. Поэтому новый боец Герас, манипулирующий песками времени, похож на персонажа из X-Men, а богиня времени Кроника отлично подошла бы на роль злодея в «Мстителях». Дебютировавшая тоже не так давно Кесси Кейдж вполне могла бы подрабатывать инстаграм-моделью, а юные Джэки Бриггс и Фрост обмениваются в бою шуточками про гендеры. Но патриархальный японский бог грома Райден тут все еще главный (спойлер: ха-ха).

Сюжетная кампания Mortal Kombat 11 устроена ровно так, как и в двух предыдущих частях: эдакий анимационный сериал на движке часов на семь. Проходится расслабленно, под пивко: cмотришь ролик на десять минут — играешь одну минуту. Проиграть на сложности Normal можно разве что финальному боссу, но это вполне объяснимо. Кампания постоянно жонглирует протагонистами: то вы играете за дочку Сони, то за молодую Китану, то за Коталь Кана; времени учить приемы каждого попросту нет. Сюда приходят не за челленджем — это как сцена в борделе «а покажите мне всех девочек», совмещенная с любительской театральной постановкой. За семь часов вы уж точно поймете, за кого из персонажей хотите играть.

Сценарий, конечно, не выдерживает никакой критики, особенно когда игра ударяется в драму. Один из персонажей, например, переходит на сторону зла, потому что хочет, чтобы дочка бросила армию, вышла замуж и нарожала внуков. Но комические сцены — особенно с Джонни Кейджем — прекрасны, боевые сцены пафосны и изобретательны. Поэтому смотреть стыдно, но оторваться невозможно. Хотя, конечно, интерес сильно меньше, чем в Mortal Kombat 9 — потому что теперь это не пересказ знакомой истории из девяностых на современном техническом уровне, а какой-то новодел с уморительно серьезной моралью.

Дальше Mortal Kombat превращается в фарм-марафон. Вы внезапно обнаруживаете, что у каждого бойца открыто только по одному фаталити из двух и по три скина из тридцати. Альтернативный дизайн для оружия и брони, какие-то предметы и улучшения, монеты и сердца — все это надо собирать тоннами, просто играя в Mortal Kombat 11 в любом из режимов. Можно проходить классические «башни» — цепочку врагов с боссом в конце и сюжетным мини-роликом. Хотите челленджа — поставьте уровень сложности повыше, тут это уже уместно. А можно сражаться онлайн — в рейтинговых или фановых матчах. Время от времени игра подкидывает вам квесты дня или даже прямо посреди боя говорит: «а сделай-ка пять приседаний за десять минут», и если послушаешься, начисляет монеты. Для самых ленивых есть режим, где выбранные вами бойцы под управлением ИИ сражаются с другими ИИ-бойцами, и за победу вы тоже что-то получаете. Звучит как дрянная MMO!

Можно, конечно, все это игнорировать и просто выбрать подходящего героя, научиться за него хорошо играть и надрать кому-нибудь задницу онлайн или офлайн. Все, что действительно нужно — приемы и игровые режимы — открыто сразу. Фарм в Mortal Kombat и начисление лута за каждый чих — скорее способ замотивировать тех, кто не может замотивировать себя сам. Благодаря этому люди остаются в игре надолго, а раз так — и онлайн никогда не пустует. Манипуляция, но с благородной целью.

С другой стороны, это обилие контента сильно перегружает интерфейс. Я, например, долго не мог понять, почему в режиме тренировки и вообще во всех однопользовательских матчах у персонажа доступны одни боевые стили, а в рейтинговых боях — совершенно другие. Интерфейс выбора одинаковый, а названия отличаются! Откуда ограничения? Напомню, что Mortal Kombat 11 позволяет слегка редактировать наборы приемов у персонажей: например, у Фрост можно заменить обычный крученый фаербол на взрывающуюся замораживающую голову. Это слегка ломает баланс, поэтому в серьезных киберспортивных матчах так делать нельзя. Как же тогда найти правильный стиль, чтобы тренироваться? Нужно зайти в настройки любого стиля (стандартные почему-то тоже можно редактировать!) и выбрать «предустановку» со значком трофея рядом, а потом запомнить, что «Наперекор всему» из фановых боев теперь модифицирован в «Кусачий мороз» из профессиональных (искренне надеюсь, что это не особенность перевода).

Звучит сложно и непонятно, но вся прелесть современного Mortal Kombat в том, что игрой можно наслаждаться двумя способами.

Я с удовольствием дерусь в Mortal Kombat 11 ровно той же тактикой, что и в Mortal Kombat 3: активно бью в прыжке ногой, а после приземления чередую апперкоты, подсечки и захваты. Под настроение добавляю еще два-три суперудара, вроде гарпуна Скорпиона или заморозки Саб-Зиро. Это прекрасно работает против компьютерных соперников даже на Hard и еще лучше — против живых соперников-новичков, которые тщетно пытаются учить комбо. А еще так можно играть абсолютно за любого персонажа, не заглядывая в его мувлист. В отличие от других современных файтингов, в Mortal Kombat бойцы двигаются плюс-минус одинаково, и стандартные приемы у них более-менее идентичны. Уже больше двух десятилетий так. И можно играть под пиво.

Но есть и другой подход: использовать максимально длинные связки ударов и задействовать «усиления приемов», расходующие специальную линейку. Тут уже игра начинает напоминать Tekken: ты поднимаешь врага в воздух и бьешь его, и бьешь, и бьешь. Снести за один раз половину линейки не выйдет, но все равно выглядит устрашающе и очень сильно демотивирует соперника. Так сражаются серьезные файтеры, и пиво точно помешает.

В Tekken неинтересно играть просто, приходится учиться. Даже в предельно интуитивном SoulCalibur новички чувствуют себя идиотами — в конце прошлого года я видел, как на выставках люди подходили к демо-юнитам, пробовали играть, и уходили разочарованными. Они чувствовали, что не понимают игру и что-то теряют.

Mortal Kombat же всегда был доступен, а в одиннадцатой части cтал еще веселее для новичков: благодаря часто срабатывающим усиленным ударам (делаете апперкот, и он при определенных условиях внезапно оказывается крутым усиленным апперкотом, разбивающим челюсть) и благодаря гарантированным ультимативным ударам (никакой заряжаемой линейки — просто на грани смерти один раз получаете шанс нанести огромный урон). На это же работают и интерактивные объекты на арене: когда я схватил бензопилу и поработал ей в области груди Китаны, получил незабываемое удовольствие. Интуитивно, весело, четко.

С другой стороны, играть круто в Mortal Kombat стало сложнее — благодаря введению отдельных линеек для усиления защитных и атакующих спецприемов. Чтобы начать этим пользоваться как эксперт, надо сначала потратить десяток часов на освоение собственного персонажа (и учить не столько суперудары, как в детстве, сколько связки и связки связок), а потом еще сотню — на то, чтобы научиться отражать все типовые атаки других бойцов. Тогда стоит всерьез лезть в рейтинговые бои в онлайне.

Неохота? Можно расслабленно играть с друзьями. Mortal Kombat 11 в этом смысле — две игры по цене одной, а с учетом полноценного сюжетного режима — вообще уникальный продукт. За это его и любят.

Под конец стоит еще отметить, что Mortal Kombat 11 визуально, конечно, безупречная игра и — если присмотреться — абсолютно свежая. Дело в том, что авторы принципиально не задействуют старые модельки и каждый раз перерисовывают все с нуля. Да, Скорпион бросает здесь гарпун — как и в любом MK до этого, но делает это с другой анимацией, другим таймингом и другим результатом (не обездвиживает врага, открывая его для комбо, а автоматически наносит удар; для обездвиживания надо воткнуть еще усиление удара с расходованием линейки). Не радует другое: если посмотреть на все обилие вариантов одежды и оружия для кастомизации персонажей, можно неприятно удивиться: уж очень много одинаковых предметов, отличающихся только цветами. Можно пошутить, что это вполне в традициях MK, но серьезно! Ведь их же еще и фармить надо!

Mortal Kombat 11 нет смысла переоценивать: это не революция и не новая глава истории о Смертельной битве (если не считать то, что для России нарисовали эксклюзивный костюм Скарлет с коммунистической символикой, и вероятно, именно поэтому игру запретили на Украине). Ближайший аналог — футбольные симуляторы FIFA. Да, из года в год там бегают все те же Месси и Роналду, правила пинания мячика неизменны, но сами игры становятся лучше и свежее, и если жанр интересен — надо брать, без вариантов.

Если при слове «фаталити» у вас в душе хоть что-то екает, Mortal Kombat 11 вам точно понравится.

Источник

Exit mobile version