Site icon Мир компьютерных игр

Мобильная революция

Ни для кого не секрет, что мобильные устройства плотно вошли в нашу жизнь. Сколько по миру расходится в год различных "таблеток" и смартфонов невозможно посчитать. И не потому, что эти числа не такие крупные. Напротив, продажи исчисляются миллионами. Десятками миллионов долларров. По мировому опросу у каждого седьмого человека на Земле есть смартфон, а у каждого десятого — планшет. Внушительная цифра, не так ли? Данные девайсы прижились уже настолько, что общество не может представить, каким будет мир без смартфонов, планшетов и подобных гаджетов. Значение сих "чудо-устройств" для игровой индустрии сегодня тоже очень велико. А ведь еще пару лет назад в этой области "обитали" лишь инди-разработчики. А сейчас даже крупные издатели пророчат им долгую и счастливую жизнь. Кроме того, даже поддерживают и периодически выпускают относительно крупные проекты. Попробуем разобраться, настолько ли прекрасное будущее у мобильных платформ в игровой индустрии и чем они заслужили подобные лавры.

Время открытий

Чтобы понять, почему все пришло к тому, что мы имеем важно знать историю мобильных платформ. Нет-нет, не будем заглядывать так далеко. Возьмем за отправную точку лишь одну дату — 2010 год. Год, когда всему миру Стив Джобс представил iPad — первый в мире по-настоящему массовый планшетный компьютер. После которого производители поставили на конвейер планшеты на Android, а позже и на Windows Phone.

Спустя некоторое время после релиза мир был шокирован возможностями мобильных устройств. Здесь было все, чего можно было только хотеть: от банальных часов до навигатора с картами. Все они всегда были под рукой и что самое главное абсолютно все подобные функции были очень простыми в использовании, что доставляло пользователям немало удовольствия. Постепенно увеличивалось так же и количество приложений, причем самого разного качества. Можно было даже найти такие приложения, как термометр или компас.

Но что важнее — мобильные игры вышли на новый уровень. Первый автосимулятор NFS: Shift показал на своем примере, что мобильные игры могут соперничать с консолями: здесь и графика на уровне шестого поколения консолей (что не так уж и плохо), и даже играть в разы интереснее, в сравнении с классическим управлением. Если учесть, что эти игры были всегда под рукой, были доступны в цене и были уже не "обрубками" известных франчайзов, а вполне самобытными проектами, вопрос об их скором будущем постепенно у многих отпадал сам собой. Все это повлекло за собой череду событий, результатом которой стало изменение мнения о мобильных устройствах.

Если быть точным, до этого уже вышли на рынок Android и iOS, Windows Phone, как операционные системы, но лишь в 2010 году все окончательно убедились, что мобильные платформы — многообещающие, функциональные устройства. А вот Windows Phone появился только в конце того же года на рынке, но его дебют не впечатлил людей и оказался уделом только смартфонов. Наконец, сектор мобильных игр перестал быть нишей разработчиков инди-игр, а также стали создаваться полноценные хиты. В том числе, от мировых издателей. Инди-игры, к слову, благодаря этому явлению стали на порядок качественнее. Как с точки зрения контента, так и его реализации.

Новые стандарты

Почему же мобильные игры — будущее игровой индустрии? Решающий фактор здесь играет скорость "эволюции", если говорить грубо. Простой пример — консоли. Одно поколение консолей меняется раз в семь-десять лет, когда как для "планшетников" максимальный показатель — полтора года. И дело не только в том, что издатели не хотят менять часто консоли, а дело в окупаемости платформ. К примеру, PlayStation 3 начала приносить прибыль лишь несколько лет назад, а первые годы Sony, по факту, продавала её себе в убыток. Консоли для этого создаются гораздо реже, чего нет в мобильном секторе. Крупные компании сегодня, как можно заметить, еще и "насильно" продлевают, растягивают жизнь консолей на несколько лет. Когда нам в последний раз обещали XBOX 720? Год или три года назад? Уже об этом никто и не говорит — вдруг завтра Microsoft опять назначат план нынешней консоли на 2 года. И молодых, талантливых разработчиков, которые могли бы создавать потенциальные хиты, этот факт тоже не радует. Перспективы, согласитесь, не самые лучшие.

Вот простой, наглядный пример. В 2010-2011 годах на мобильных устройствах были реализованы двухъядерные процессоры, а уже сегодня используются во флагманах от известных производителей четырехъядерные процессоры. Никаких секретов здесь нет: "эволюционируют" они благодаря, в первую очередь, техническому прогрессу. Каждый день инженеры крупных компании ищут новые способы достичь новых эффективных показателей, чтобы улучшить результаты. А ведь и конкуренты тоже не спят, поэтому ничто не мешает часто менять поколения как самих устройств, так и железной начинки для них (как это недавно произошло с двумя последними iPad от Apple). Окупаются инновации относительно быстро, приносят неплохую прибыль и, в общем, это только идет на пользу: технические характеристики совершенствуются, что приближает их к консолям и PC. Производители нашли способ реализовать 3D режим на некоторых смартфонах. Видимо, чтобы подарить тот самый эффект, как при просмотре фильма или игре в стереоскопическом режиме. Правда результат…не самый лучший — реализация неплохая, а вот качество подкачало. Настолько, что ничуть не впечатляет, но ведь есть полноценное 3D?

Вопрос о том, что в скором времени мобильные устройства заменят консоли, уже не так остро воспринимается, как, скажем, года два назад. Более того, люди уже постепенно привыкают к мобильным играм, становятся ближе к ним. К примеру, игры студии Remedy: Max Payne и Death Rally переживают вторую жизнь на "карманных девайсах". Что там, игроки по всему миру только рады играть в хардкорные проекты на устройствах Apple и Google. И причин здесь довольно много, но об этом позже. Не за горами тот день, когда мы с вами будем играть в Crysis 3 на планшете.

Всегда в игре

Но секреты успеха мобильных платформ таятся еще и в большей функциональности, если сравнивать с современными консолями. Посмотрите на LittleBigPlanet для PS Vita и PlayStation 3. Это, несмотря на внешний вид, две абсолютно разные игры. Они предлагают игроку разный опыт, дарят совершенно разные эмоции. Подача к игроку зависит от возможностей, которые может позволить платформа. И в этом плане, мобильные платформы имеют преимущество над консолями.

Но дело в том, что предложить могут мобильные платформы больший функционал, но форм-фактор здесь — правильная реализация. Сегодня все разработчики игр стараются использовать все возможности последних. Поддержка, к примеру, гироскопа используется достаточно редко. Разработчики боятся экспериментировать, опираясь, по большей части, на сенсорное управление. Говоря простыми словами, ужимают возможности для более-менее хардкорных игроков. Простите, но какой смысл использовать что-то одно, когда можно или в качестве бонуса, или на полноценной основе реализовать и другие функции? Благо, мобильные платформы позволяют себе это.

В игровой индустрии, ситуация для мобильных платформ сегодня более чем благосклонная. Начали переиздаваться легендарные PC-игры и сторонние разработчики не жалеют времени и сил, чтобы пополнять каталог мобильных игр. Что там, полноценно переносятся франчайзы из консолей нынешнего поколения (см.FIFA 13, Street Fighter IV). И если учесть, что в последнее время, игры для мобильных платформ разрабатываются не только маленькими студиями, но и мировыми гигантами игровой индустрии (EA, Rockstar Games) становится понятно, что развитие мобильных устройств, как полноценной платформы, конкурирующей с консолями (или даже заменяющей её) — лишь вопрос времени. Уже сегодня Epic Games перенесли на «яблочную ОС» 6 версии свой небезызвестный движок Unreal Engine, что может означать только одно: у мобильных платформ есть немалый потенциал для создания великолепных игр. Однако и они не первые, кто так считает. Не так давно EA Mobile, самостоятельное подразделение Electronic Arts, также начали самостоятельно создавать видеоигры для Android и iOS.

Из принца в короля

Стоит отметить, что мобильные платформы к тому же, более привлекательны, более комфортны для простого человека. Уже сегодня те, кто с играми не был знаком вовсе, становятся геймерами. К примеру, в известный хит Angry Birds от Rovio поиграл каждый седьмой человек на планете. А это, на секундочку, больше, чем какой-нибудь Heavy Rain или Gears of War вместе взятые. "Как такое, может быть?" спросите вы. Здесь опять же нет никаких секретов.

Фактор №1 — функционал. Помимо того, что планшет или смартфон — это видеоигры, это еще и офисные приложения, и органайзер, и интернет под рукой и много что еще. Это практически, полноценный ПК со всеми его функциями. Даже человек, который и знать не знает про игры купит планшет, и через некоторое время, так или иначе, доберется до игр. У консолей другая позиция — это удобная платформа для игр. Да, есть социальные сети, онлайн функций, но давайте будем честны, консоли предназначены только для игр. На то, как говорится, они и консоли.

Фактор №2 — мобильность. Хотите поиграть в шутер? Без проблем, вот вам смартфон — играйте. И нет разницы, где вы находитесь. Хотите поиграть в футбольный симулятор в метро? Зайдите в новое приложение и наслаждайтесь игрой. У консолей, в свою очередь, есть ряд условий: нужен экран, постоянное питание от сети и геймпад, который, не дай бог сломается. Господи, да и геймер прикован к одному месту на протяжении многих лет. Игры на консолях пусть и выглядят лучше и, возможно, играть удобнее в какой-нибудь Pro Evolution Soccer на джойстике, но все-таки мобильные платформы менее привередливы к игроку, и это большой плюс для простого человека.

Фактор №3 — простота. Как играют в экшены на PC? "Там ведь клавиатура, тысячи клавиш и сложные комбинации"- восклицают некоторые начинающие игроки. Это от части, правда. Управление и на PC и на консолях порой сложно назвать простым и комфортным. Привыкнуть может и не так сложно, но, тем не менее, начинающего игрока это может, если не оттолкнуть, то вызвать затруднения. Немаловажную роль это играет на мобильных платформах. На планшете в роли контроллера выступает сенсорный экран и прилегающие функции, вроде гироскопа. Несколько иконок на экране, имитирующие стики и управляющие символы — ничего сложного, в этом и ребенок разберется. Правда, это все не ощущается тактильно, но для комфортной игры вполне добротно. К тому же, и интерфейс, как правило, не вызывает проблем. Причины собственно те же.

И последний фактор — это цена. Цена не только "планшетника" или консоли, что тоже имеет значение, а цена непосредственно видеоигр. Игра на мобильных платформах стоит не больше 10 долларов, а на современной консоли — 60 долларов. Разница, скажем, не самая приятная. Не секрет, что консольные игры может позволить не каждый человек. И добровольно отдать 60 баксов за будь то, очередной Call of Duty или легендарный Deus Ex захочет далеко не каждый. На самом деле, этом резонансе цены разобраться очень просто: игры разрабатываются на консолях с многомиллионными вложениями, где финальная цена продукта зависит от того, что нужно отдать процент платформодержателю, издателю и разработчику. В свою очередь на мобильных устройствах все иначе. Масштаб игр поменьше калибром, и, что греха таить, вложения не такие астрономические. Все это ведет к одному результату — сравнительно низкой себестоимости игр. Но простому игроку, а зачастую даже хардкорному геймеру, «до лампочки» о масштабах проекта. Он видит приличную картинку, интересный геймплей и стоит это счастье 10 "зеленых". Более того, чтобы просто поиграть достаточно иметь доступ в интернет. Вы заходите в интернет-маркет, покупаете игру, скачиваете и наслаждаетесь. Схема в случае с консолью выглядит несколько… прозаичнее. Слава богу, в последние годы и в консолях появились цифровые товары, но как быть тем, у кого нет широкополосного доступа в интернет? Кроме того, и каталог игр на "таблетках" стремительно растет — выбрать для себя игру на вечер-другой не вызывает трудностей.

Гость из будущего

Что же до будущего мобильных платформ, то здесь все не так однозначно, как хотелось бы. Существует сегодня, по сути, два варианта развития сюжета. Либо геймерское сообщество уйдет в "облако" и игры будут развиваться в онлайн-сфере (в том числе и Free-to-Play), или же мобильные платформы, вместе с «вечной» PC-платформой будут сосуществовать и постепенно развиваться. Трудно пока сказать, уйдут ли консоли, но все постепенно идет к тому, что через лет 5-10 мы уже не увидим коробочек от Sony и Microsoft, которые будут подключаться к телевизору и поставляться с видеоиграми в виде физических носителей. Заявления со стороны крупных компаний лишь подтверждают, что такие вещи, как "физические носители" или "крупногабаритные консоли" уйдут в небытие. Еще один примечательный факт: Sony не так давно купила "облачный" сервис Gaikai, что тоже говорит о ближайших намерениях компании.

Есть и другой, возможно, более реалистичный вариант развития событий с мобильными устройствами. Если посмотреть на весь жизненный путь "мобилизации" общества, то можно представить, что нас ожидает уже через пять лет. Экспериментаторы из компании Razer уже готовят игровой планшет Project Fiona – своеобразный гибрид для хардкорных игроков. Причем, гибрид слишком поспешный: люди пока не готовы перейти на подобные игровые "новшества", и то, что предлагают Razer слишком амбициозно. Если говорить о консолях, то и здесь ситуация похожа: PS Vita и Wii U уже содержат в себе полезные находки последних. Наверно, многие заметили, что в обеих консолях есть и гироскоп и сенсорный экран и прочие не характерные для больших консолей функции. Компании Sony и Nintendo скорее всего выбрали данное направление в новых консолях не просто так.

Нужно признать, это все первые шаги к мобильному будущему. Будущему, которое, возможно, понравится не всем, но будущему реалистичному. Думать, что и в 2025 году наши дети будут играть на консолях XBOX 1080 и Playstation 5, как минимум, глупо. Все развивается, технологии с каждым днем шагают вперед, остановить прогресс невозможно. Не исключено, что всевозможные смартфоны и планшеты шагнут через ограничение, в котором мы видим их сегодня. Может быть, та самая PlayStation 5 будет игровым планшетом с аксессуарами? Было бы неплохо играть вне рабочей обстановки или дома, а при желании подключить через видеовыход к телевизору и наслаждаться игрой, как в стандартной консоли. Ожидать, что все это мы увидим в ближайшие годы не стоит: и игровое сообщество и игровая индустрия сейчас еще не готова полностью перейти на карманные игровые устройства. Это станет возможным лишь через, как минимум, лет пять. К тому же, не стоит слишком рано списывать консоли со счетов.

В последнее время приходится констатировать факт, что консоли, в привычном для нас понимании, отживают свою жизнь в игровой индустрии. Еще несколько лет назад мы ждали новые консоли и свято верили, что консоли останутся в нашем мире еще долгое время. Но время и опыт показали обратное. Мир развивается. Технологии шагают вперед. Здесь нет места аутсайдерам. Вот и консоли благодаря отставанию в развитии постепенно уходят в прошлое. Мобильные технологии в свою очередь, все больше замещают "ветеранов", все стремительнее дают о себе знать. Интерес к ним растет день за днем. Вот и аналитики и, даже главы крупных компании, все как один заявляют, что нынешнее поколение — последнее (если не предпоследнее), а дальнейший переход в "облако" или на мобильные платформы неизбежен. Нам, обычным игрокам, приходится с этим мириться. К счастью ли это, или к ужасным последствиям пока говорить рано, ясно одно — миру от этого станет только лучше.

Источник

Exit mobile version