Site icon Мир компьютерных игр

История домашних игровых систем: от первых шагов и до наших дней #1

Игры считаются одним из самых молодых медиа на нашей планете, но их история от этого не становится менее насыщенной. Компании успели обанкротиться, игровые системы состариться и стать частью истории, а поколения игроков ни раз смениться. В скором времени мы встретим пришествие еще двух консолей нового, 8-ого, поколения. Перед этим знаменательным событием представляю вам цикл статей «История домашних игровых систем: от первых шагов и до наших дней». Я попытаюсь максимально охватить все 8 поколений, но ни в коем случае не стану затрагивать аркадные автоматы (это отдельный огромный мир), а также немного расскажу об более ранних временах. Начинаем.

Начало начал

Ни для кого не секрет, что первому поколению игровых систем предшествовал целый ряд открытий, изобретений и устройств. Не зацикливаясь на них слишком сильно, пробежимся по этому интересному списку.

Ракетный симулятор

Первой компьютерной игрой был вовсе не легендарный «Pong», как считают многие, а «Ракетный симулятор» Томаса Голдсмита-младшего и Эстла Рея Манно. Два талантливых американца создали первую в мире компьютерную игру в 1947 году, и даже получили патент на нее 14 декабря 1948 года. Симулятор представлял собой простейший алгоритм действий, который передвигал условную ракету по условному полю. Работало это чудо на электронно-лучевой трубке — аналоговом приборе, предназначенном для преобразования и отображения информации световых или электронных сигналов. Ближайшим ее аналогом можно назвать радиолокационный радар. Совершенно неудивительно, что, несмотря на полученный патент, Томас и Эстл не смогли сделать свое изобретение хоть сколько-нибудь массовым.

Шахматы

Алан Тьюринг, гений логики, отец современной информатики, и Д. Г. Чемпернаун написали первый алгоритм шахматной игры в 1948 году. Мощностей аналоговых компьютеров того времени не хватало для запуска кода, написанного учеными. Все-таки запущенный позднее алгоритм успел один раз одолеть и один раз проиграть человеку. Концепция игровых шахмат была отложена на неопределенный срок из-за нехватки вычислительных мощностей и из-за смерти Тьюринга в 1954.

Еще один из гениев своего времени Клод Шеннон написал свою компьютерную программу для игры в шахматы. Основоположник теории информации опубликовал алгоритм в американском журнале Philosophical Magazine в 1950 году. Речи о практической реализации не могло быть по тем же самым причинам.

ОХО

«ОХО» — одна из трех программ, создатели которой претендуют на звание «человек создавший первую компьютерную игру». Если быть справедливым, то хронологически именно А. С. Дуглас был первым, его компьютерная интерпретация игры «крестики-нолики» опередила конкурентов. Более того, «ОХО» — первая компьютерная игра использующая графику. Будучи разработанной в 1952, она была всего лишь иллюстрацией к его кандидатской диссертации.

В качестве устройства ввода выступал дисковый номеронабиратель. Вывод же осуществлял растровый дисплей разрешением 35 × 16 точек (!), в качестве которого использовалась все та же электронно-лучевая трубка. Программа Дугласа работала на компьютере EDSAC, расположенном тогда в Кембриджском университете.

Tennis for Two

Еще одно знаковое изобретение того времени игра «Tennis for Two». В 1958 году Уильям Хигинботам, один из создателей ядерной бомбы (!), готовясь к приему гостей в Брукхейвенской национальной лаборатории, решил, что развлечь посетителей обычными фото и цифрами будет непросто, создал для увеселения гостей электронную игру.

Игру запустили на аналоговом компьютере, а вывод осуществлялся на экран осциллографа, в вертикальном разрезе изображались теннисный корт с сеткой и движущийся мяч. Два игрока, используя пульт с колесным манипулятором (нечто похожее на трекболл), перебрасывали мяч через сетку. Профессор Хигиботам не понял своего успеха, и через два года осциллограф разобрали, а компьютер пустили на другие нужды.

Идея интерактивного ТВ и предшественник Odyssey

Американский инженер Ральф Баер еще в 1951 году выдвинул идею массовой компьютерной игры, но из-за технических трудностей реализации она не получила. Уже в 1966 году механик вернулся к своей идее и создал игру, в которой две точки гонялись друг за другом по экрану. Главной же ее особенностью была возможность подключения к обычному телевизору. Продемонстрировав свои наработки и получив финансирование, Баер стал двигать проект вперед, в 1967 году товарищ Ральфа, Билл Гарриссон, собрал платформу и ставший культовым световой пистолет.

Прототип устройства был продемонстрирован в 1968 году вице-президенту телекомпании Teleprompter Губерту Шлафи, который заключил договор с Sanders Associates. Разработка привела к финальному прототипу под названием «Brown Box». Он включал в себя два контроллера, световой пистолет и шестнадцать переключателей для смены игр. Также было достигнуто согласие с производителем Magnavox. Позже она эволюционировала в, выпущенный в мае 1972, Magnavox Odyssey.

Отдельные события

1-ое поколение игровых систем

Знаковый промежуток времени в еще формирующейся игровой индустрии. Эпоха, начавшаяся с Magnavox Odyssey и закончившаяся вместе с Color TV Game от Nintendo.

Magnavox Odyssey

Magnavox Odyssey — первая домашняя игровая консоль, выпущенная в августе 1972 года, она является по настоящему легендарным устройством. Прототип Ральфа Баера превратился в массовый и очень популярный аппарат.

Технически Odyssey был уникальным, а по сегодняшним меркам очень смешным устройством. Многие ошибочно считают его аналоговым, но это не так, вычислительное ядро цифровое, лишь элементы управления (как и сегодня) являются аналоговыми.

Для включения новой игры было необходимо вставить специальную карту (не картридж), и после на экран выводилась картинка. В комплекте с играми шли специальные накладки на телевизор, которые эмитировали цветную графику. Мощности консоли хватало для вывода трех точек, две управляемые игроками, одна компьютером, и одной полосы-разграничителя поля. На этих элементах были построены все 28 игр, размещенные на 12 картах. И очень странно, о существовании 11-ой карты достоверно никто не знает, она является своеобразной легендой системы Odyssey. Нельзя забывать, что она не могла выводить звук, хоть и ее создатель, Ральф Баер, предлагал выпустить в продажу дополнительные модули, добавляющие его, производитель отказался от это инициативы.

В качестве контроллера выступало два диска, один отвечал за перемещение по оси Х, другой за перемещение по оси Y. Консоль снабжалась двумя такими контроллерами. И все игры на ней были рассчитаны на двух человек.

Отдельно от основного комплекта продавались следующие аксессуары:

Как и любой успешный продукт, Odyssey имел множество клонов. Известно об аргентинской, испанской, немецкой и шведской подделке, копия ни одного устройства не сохранилась.

Общие продажи: 330,000

Серия приставок Atari/Sears Tele-Games Pong

Отличием данной системы от тогда еще молодой Atari стало большое количество ее модификаций. Самая первая версия консоли Pong, выпущенная производителем Sears в 1975 году, имела одну, соответствующую игру. Более поздние версии комплектовались разным количеством игр, от 2 до 16, и для разного количества игроков. Общее число модификаций переваливает за 20.

Технически система от Atari было более совершенной, чем Odyssey, за тем исключением, что игры были вмонтированы в консоль. Внутри имелся один чип, который отвечал за все функции, в том числе и за звук, ставший небольшой инновацией. Все версии Pong все также подключались к телевизору через антенный разъем. В зависимости от комплектации было 2 или 4 контроллера. На протяжении всего выпуска системы, вплоть до 1977 года, ее производством и продажей занималась как и сама Atari, так и Sears.

Общие продажи: 150,000

Серия Magnavox/Philips Odyssey

Первую консоль Odyssey постиг коммерческий провал. Компанию Magnavox приобрел гигант Philips. Новые владельцы хотели добиться финансового успеха на рынке, который создала первая Magnavox Odyssey. Впоследствии появилось 12 игровых систем, причем каждая из них эволюционировала над своим предшественником.

Рафаэль Баер решил перейти к принципу использования нескольких чипов. Первая вышедшая система Magnavox Odyssey 100 оказалась не только хуже консоли основного конкурента, но и оригинального предшественника. В следующих версиях конструкторы избавлялись от ее недостатков, а начиная с Magnavox Odyssey 400 реализовали сложную графику. Степень технической реализации росла.

В версиях Magnavox Odyssey 2000 и выше стандартные контроллеры дискового ввода был заменены на полноценные джойстики. Но большим шагом назад для всей серии стала интеграция игр в саму систему. С 1975 по 1977 год Philips и Magavox создали мощнейшую конкуренцию на рынке игровых устройств. Производство этих систем было свернуто лишь в 1977 из-за прихода 2-ого поколения.

Общий продажи: неизвестно

Серия Coleco Telstar

Все началось с того, что в 1975 году два инженера компании по производству электроники General Instruments разработали принципиально новый игровой чип. Среди всех остальных конкурентов его выделяла экономичность. Для того, чтобы на его основе сделать игровую консоль почти не требовалось сторонних элементов. Чип нес на себе шесть игр, но внимание, впервые появилась возможность выбирать уровень сложности. Уже известный нам Ральф Баер, зная, что президент компании Coleco Арнольд Гринберг ищет интересные технические решения для создания собственной приставки, рассказал ему о разработанном чипе шотландцев из General Telstar.

Устройство Coleco попало на прилавки в 1976 году. Первые ее модификации были безыдейными клонами Pong, кроме цветной картинки, возможности выбора уровня сложности и пары новых игр Teslar не могла предоставить ничего нового. Всего под данной маркой было выпущено 15 игровых систем, 11 из них были Pong-типа. Хоть они и значительно эволюционировали относительно друг друга (у Telstar Galaxy даже появился полноценный джойстик), интереса для нас не представляют. А вот остальные системы были инновационными и очень и немного необычными.

На модификации Telstar Combat впервые дебютировала Tank от Kee Games (клон которой — известная в России Battle City), на ней же имелось четыре джойстика. Но самой интересной и необычной моделью по своим меркам была Telstar Arcade, в ней реализовалось сразу несколько новых идей. В консоль было вмонтировано сразу три типа контроллеров: стандартные колесные, световой пистолет и руль. Более того именно Telstar первыми додумались использовать картриджи для распространения игр. К слову, со всеми приставками серии Coleco Telstar связан один любопытный момент. Абсолютно все консоли продавались в разобранном виде, таким образом компания пыталась сэкономить на сборке, дабы еще сильнее уменьшить стоимость своих, и без того дешевых, игровых систем (а они считались бюджетными).

Общие продажи: более 1-ого миллиона систем

Nintendo Color TV Game

Ничем непримечательная, но самая массовая система 1-ого поколения, выпускавшаяся исключительно на территории Японии. Уже занимавшаяся созданием игрушек и аркадных автоматов Nintendo по примеру американских коллег выпустила в 1977 году свою первую домашнюю игровую систему Color TV Game 6, которая была клоном приставок pong-типа от других производителей и имела на борту 6 игр. Всего было выпущено 5 самых различных модификаций. В отличии от остальных производителей Nintendo не вводила никаких инноваций в свою систему, а продавала ее за счет большого количества хороших игр. И именно в этот период любимый всеми нами Сигэру Миямото начал свою карьеру в Nintendo.

Исключением можно назвать разве что Color TV Racing 112 с рулем, коробкой передач, совместным режимом на двоих и одной единственной игрой — гоночной аркадой с видом сверху. Последняя версия серии Computer TV Game была выпущена в 1980 году. Несмотря на отсутствие какой-либо оригинальности или отличий от систем американских, и благодаря монополии на японском рынке серия Nintendo Color TV Game стала самой продаваемой в 1-ом поколении игровых систем.

Общие продажи: 3 миллиона систем

Фото галерея

Из-за сильно возросшего объема я вынужден прервать свой рассказ. Но в следующей части цикла нас ждет огромное 2-ое поколение приставок, кризис индустрии и даже 3-ье поколение игровых систем, выделившее себя триумфом NES и приходом в индустрию Sega. Выражаю вам свою благодарность за уделенное время. Играйте только в хорошее!

Источник

Exit mobile version