Site icon Мир компьютерных игр

Graveyard Keeper — очень навороченный симулятор фермера

Graveyard Keeper начинается с того, что главный герой, современный молодой человек с хипстерской бородой, впадает в кому и оказывается в странной альтернативной реальности с условно средневековым антуражем. После такой завязки авторы могут уже особо не стесняться и фаршировать игру любой дичью. Собственно, так они и делают.

Игра — прямой потомок пиксельного симулятора фермера Stardew Valley и пиксельного симулятора боксера Punch Club, предыдущей разработки создателей Graveyard Keeper. От первой взяли общие правила. У игрока есть небольшой участок в предместьях милой деревеньки, который надо превратить в преуспевающее хозяйство. Вернее, номинально-то главный герой хочет выбраться через портал обратно в реальность, но путь к этому лежит через выстраивание добрососедских отношений с селянами. Близ огорода быстро появляется верстак, наковальня, плавильная печь, гончарный круг и куча других инструментов умельца-ремесленника. Поначалу герой занимается валкой леса, добычей камня и собирательством, но по мере прохождения производственные цепочки усложняются. Из пойманной рыбы можно приготовить сытное блюдо и продать его в трактир. Огородничество сменяется виноградарством и вот наш коматозник уже становится главным поставщиком местных алкашей. Добыча железной руды перерастает в обработку драгметаллов… А еще параллельно с этим надо возиться с трупами.

В этой части игры отчетливо просматривается фирменный почерк создателей Punch Club. В прошлый раз они как-то сумели превратить ролевую игру про бокс в карнавал постмодернизма и абсурда: в канализации жил учитель Сплинтер, местный тренер держал дома костюм Райдена из Mortal Kombat, а в какой-то момент главный герой вступал в кулачный поединок с медведем. Ну а в симуляторе фермерства Graveyard Keeper нашлось место для творческой разделки трупов. Ежедневно говорящий осел привозит к дверям морга завернутое в саван тело. Можно сразу взять и закопать его на местном кладбище, но это было бы слишком просто: судьба покойника особенно никого не волнует (у них и имен-то нет), поэтому тело можно пустить на полезные запчасти. Из кожи, например, можно будет сделать бумагу или доспехи, жир пригодится в производстве церковных свечей. Череп, мозг, сердце, кости, кишки — если чуть увлечься, то из новопреставленного можно вытащить столько всего, что становится непонятно, что же в итоге отправляется в землю.

Поначалу захоронение трупов будет основным источником дохода для кладбищенского сторожа, которым по совместительству подрабатывает герой, но вскоре на эту обязанность можно будет махнуть рукой: достаточно просто перестать оставлять говорящему ослу морковь, которую тот требует за свои услуги. На эту халатность не обратит внимание даже прямое начальство в лице местного епископа, зато герой сможет заняться более прибыльными делами. Например, продажей рыбы (это оказывается очень выгодно). Или чтением проповедей на амвоне местной церкви — поначалу это приносит гроши, но если храм чуть подремонтировать и написать какую-нибудь трогательную молитву, то можно будет еженедельно собирать хороший урожай пожертвований на воскресной мессе. А главное, проповеди приносят уникальную валюту — веру — которая понадобится для исследования продвинутых технологий. В отличие от Stardew Valley, где у героя был джентльменский набор сельских навыков, сторож в Graveyard Keeper к концу игры превращается в человека эпохи Возрождения. В игре предусмотрено сразу несколько веток навыков (еще одно наследие Punch Club), на прокачку которых требуются три вида местных очков опыта. Последние выдают за особые действия: красные — за физический труд, зеленые — за садоводство и прочее благоустройство, а синие — за исследования. Уже запутались? Ничего, дальше будет еще непонятнее.

Ролевая система порождает много забавных казусов: например, не вполне очевидно, как рубка дров и переплавка металла помогает научиться обработке керамики — но все три навыка требуют красных очков. Но главное, прокачка жутко перегружена. Могильщик-коматозник зачем-то оттачивает писательское мастерство, лезет в теологию и даже алхимию. Такое чувство, что разработчикам непременно хотелось уместить в игру вообще все свои идеи, без оглядки на то, что из этого будет интересно игрокам. Однако для успешного прохождения заниматься всеми этими делами все же придется: как и в Stardew Valley, в игре есть несколько ключевых персонажей, от добрых отношений с которыми зависит дальнейшее продвижение по сюжету.

И тут начинается сказка про репку: чтобы подружиться с трактирщиком, нужно принести ему мяса (которое, конечно, добывается из трупов). Но чтобы мясо можно было официально продавать, его нужно отметить специальной печатью. Она продается за бешеные деньги, но можно купить поддельную — для этого надо подружиться с местным бандитом. А для этого нужно сначала добыть особый ключ, а для этого нужно исследовать обычный ключ на специальном верстаке, а для этого нужно отремонтировать церковь, а для этого нужно договориться с епископом, а он за это попросит принести ему глиняных мисок… Короче говоря, квест с мясом — один из первых в игре, и после 25 часов прохождения я его так и не выполнил. Как-то руки не дошли.

В этом заключается, пожалуй, главный и самый обидный недостаток Graveyard Keeper: она буквально трещит под гнетом собственных возможностей и порожденных ими нелепиц. Авторы уместили в игру так много всего, что на проработку деталей, видимо, просто уже не хватило сил и времени. Почему предмет из инвентаря можно положить в сундук, а на землю — нельзя? Почему у торговца можно купить новую удочку, но нельзя продать ему (и, кажется, вообще никому) старую? Почему сажать семена на грядку можно строго по 4 штуки, а с урожая возвращается только 3 (это порождает мучительную возню с инвентарем и походом в лавку за недостающими семенами)? Почему на участке строить можно, в подвале можно, а в доме — нельзя? Этими и многими другими вопросами игроки в Graveyard Keeper будут задаваться постоянно.

Вмешательство Punch Club в генетический код Stardew Valley породило игру с принципиально новыми ощущениями. Игра студии Chucklefish была подчеркнуто размеренным, милым и расслабляющим симулятором сельской жизни. У Lazy Bear получился громоздкий, абсурдный симулятор клерка среднего звена, который ежедневно силится, но не может закрыть все задачи в таск-менеджере и от отчаяния прокрастинирует за ловлей виртуальной рыбы. Не стоит, однако, думать, что это совсем уж скучно. Даже наоборот: поначалу богатство возможностей в игре просто-таки окрыляет, и эффект увлекательной рутины сохраняется на многие часы. Не говоря уже о том, что работа фэнтезийного могильщика гораздо интереснее офисного рабства.

И все-таки через несколько десятков часов накатывает тоска. Такое же чувство, кстати, оставляла после себя Punch Club: в какой-то момент просто опускаются руки и хочется выключить игру от почти физического чувства переутомления. Возможно, фанаты медитативных игр и те, в ком живет внутренний огородник, не сочтут это серьезным препятствием. Но если вы покупаете игры ради веселого времяпрепровождения, подходите к Graveyard Keeper с большой осторожностью и запасом терпения: интересно будет, но не всегда.

Источник

Exit mobile version