Site icon Мир компьютерных игр

Главное геймерское железо 2022 года

В 2022 году разработчики геймерского железа продолжат радовать нас крутыми новинками. Конечно, историю омрачает кризис на рынке полупроводников, из-за которого выросли цены на все железо, а на видеокарты — так и вовсе достигли безумных значений. Впрочем, есть надежда, что к концу года ситуация начнет улучшаться — так что можно начинать заполнять список желаемых обновок для игрового ПК.

Видеокарты

Что ждем?

Главным вопросом о компьютерном железе за последний год была цена видеокарты. Сперва рост цен свалили на майнеров криптовалют, которые скупали новинки NVIDIA и AMD грузовиками, а потом хвалились стройными рядами GPU, вызывая ярость простых игроков, которые месяцами не могли найти видеокарты в продаже. Однако та же участь постигла и консоли нового поколения. На PlayStation 5 и Xbox Series X нельзя майнить, но они тоже распроданы по всему миру. Ответ гораздо прозаичнее, чем коварные перекупы и богатенькие майнеры: сейчас спрос на новое компьютерное железо существенно превышает предложение.

Полупроводниковые чипы нельзя просто напечатать. Заказы на них надо делать сильно заранее — минимум за год, а лучше — еще раньше. Анонсы обновленных видеокарт RTX 3090 Ti и RX 6500 XT были встречены со скепсисом, сарказмом и с усталой, остаточной агрессией. Игроков можно понять, большие сверхдорогие видеокарты со стороны выглядят как пир во время чумы, а рынок делает их еще дороже. Однако NVIDIA и AMD планируют и заказывают производство процессоров и закупку деталей сильно заранее, скорее всего — до карантина и до скачка цен. Intel, NVIDIA, AMD, IBM, Apple и прочие компании, которые занимаются дизайном полупроводниковых схем, движутся по инерции и не могут полноценно реагировать на такие внезапные и резкие изменения в мире.

Зато на них могут реагировать розничные магазины и перекупщики, которые забирают разницу между рекомендованной и финальной розничной ценой себе в карман. NVIDIA и AMD могут получать 30-50% от рекомендованной стоимости новой видеокарты, но розница и перекупы при текущих ценах откладывают себе еще 100-200%, удваивая или утраивая нагрузку на карман покупателя. Единственная причина, по которой они могут это делать: видеокарт так мало, что люди готовы платить любые деньги. Это даже не майнеры. Майнерам не нужны гигантские, жадные на энергию RTX 3090 за $2000, им нужно много карт поменьше, которые майнят на 20% хуже, зато их можно покупать оптом. Для них видеокарты — это инвестиция, а зачем платить больше, если можно платить меньше? Нет, из магазинов видеокарты за бешенные деньги сметают просто люди, которым нужны новые ПК и которые готовы платить за это большую цену. Винить NVIDIA и AMD тут особо не в чем — их боссы наверняка сами не в восторге от того, что ритейл и перекупы набивают себе карман, а отношение геймеров к их продуктам с каждым месяцем становится все хуже.

На этом фоне в этом году впервые за два десятка лет на рынок дискретных игровых видеокарт возвращается Intel. По слухам, ее первая линейка сможет потягаться с RTX 3070 или даже 3080, но по существенно меньшей рекомендованной цене. Как мы уже писали, Intel заходит на рынок видеокарт с самыми серьезными намерениями и с архитектурой, заточенной под новейшие веяния в графике. Трассировка лучей, машинное обучение, реконструкция изображения, общая виртуальная память, декодирование текстурных архивов на GPGPU, масштабируемость, адаптивная синхронизация, асинхронные вычисления, адаптивный шейдинг и прочие современные технологии лежат в основе архитектуры Intel Arc Alchemist.

AMD и NVIDIA тоже не собираются сидеть сложа руки. По традиции этой осенью обе компании обновляют свои линейки видеокарт. Разрабатываемая NVIDIA 40-ая серия GeForce RTX, по слухам, будет работать на архитектуре Lovelace, названной в честь дочери лорда Байрона и изобретательницы современного программирования Ады Лавлейс. Подробной информации о картах пока нет, все что дальше — лишь слухи. Обещают снова удвоить количество ядер CUDA и важную для игр производительность FP32 по сравнению с RTX 30-ой серии, подняв ее до 85-92 Тфлопс. По максимальной частоте слухи не сходятся — точно перейдут рубеж в 2 ГГц, но будет ли это 2,5 ГГц или более консервативные 2,2 ГГц мы не узнаем, скорее всего, до официального анонса. На RTX 4090 останется такое же количество памяти, что и на прошлом поколении (24 Гб GDDR6X), но пропускная способность преодолеет 1 ТБ/с. Некоторые инсайдеры пугают энергопотреблением в 600 Вт и необходимостью использовать качественный блок питания с мощностью от 1000 Вт, но даже если NVIDIA действительно тестирует такие прототипы (а она наверняка тестирует, потому что почему бы и нет?), то финальные частоты и энергопотребление могут оказаться и более консервативным. 600-ваттная видеокарта может вызвать проблемы с охлаждением других компонентов системы — в первую очередь, оперативной памяти, SSD и чипсета материнской платы, которые охлаждаются пассивно или небольшими вентиляторами, которые могут не справится с 600 Вт тепла даже в хорошо вентилируемом корпусе. С другой стороны, RTX 4090 — это продукт для энтузиастов с толстыми кошельками, которые могут обновить остальные компоненты системы подстать даже такому монстру.

AMD же продолжает называть архитектуры видеокарт более прозаическими именами. По сливам инсайдеров чипы с кодовыми названиями Navi 31, 32 и 33 на архитектуре RDNA 3 для видеокарт серии Radeon RX 7000 пойдут по стопам процессоров Ryzen и будут использовать модульную структуру чиплетов, склеенных друг с другом в один большой графический чип. Маленькие чиплеты позволяют сократить количество дефектных процессоров (чем процессор больше, тем вероятнее, что на нем будут бракованные блоки) и масштабировать производительность, добавляя больше чиплетов в кластер. Однако это может вызвать проблемы с задержками в играх, от которых страдали первые версии процессоров Ryzen.

По слухам, AMD и NVIDIA будут производить процессоры для видеокарт 2022 года у тайваньского фаба TSMC на техпроцессе 5 нм. Техпроцесс не новый, его уже обкатала Apple на процессорах M1, M1 Pro и M1 Max, а также мобильных процессорах Apple A14 Bionic и A15 Bionic. А видеокарты Intel Arc производят на техпроцессе 6 нм, который использует литографию в глубоком ультрафиолете (EUV). У TSMC N6 на 18% больше плотность транзисторов, чем у N7, на которой производят текущее поколение видеокарт AMD и игровые консоли PS5, Xbox Series X и S. Но самое главное: N6 — это отдельный конвейер от N7 и N7P, работающих на текущие видеокарты, процессоры и консоли, и N5, который, по слухам, забронирован за новыми поколениями видеокарт NVIDIA и AMD. А это дает шанс, что уже в 2022 году Intel зальет рынок дешевыми, современными и мощными видеокартами.

Партнеры Intel уже начали получать мобильные и дискретные видеокарты Intel Arc для интеграции в компьютеры и ноутбуки. Необычный подход — идти в обход прессы и розничных продаж, но в текущих условиях это может быть только плюсом.

Важно понимать, что идеальной заменой продукции NVIDIA и AMD изделия от Intel поначалу не будут. Владельцы совершенно нового семейства видеокарт наверняка на старте столкнутся с глюками и падениями производительности из-за того, что драйверы еще недостаточно оптимизированы под игры. Но в текущей ситуации лучше так, чем никак — да и в Intel отлично понимают проблему и работают над тем, чтобы обеспечить оптимизацию под самые популярные игры со старта.

Процессоры

На фоне видеокарт остальной рынок компьютерного железа чувствует себя куда лучше. В 2020 году серия Ryzen 3000 показала, что AMD может выпускать процессоры, которые одинаково хорошо справляются и с работой, и с играми. В 2021 году Intel сделала ход конем, переведя свои потребительские ЦП на парадигму bigLITTLE, когда часть ядер экстремально быстрые, а часть — экономично потребляющие энергию, меньше греющиеся, но при этом все равно весьма мощные. bigLITTLE уже давно успешно используется мобильными процессорами на архитектуре ARM, для которых важна продолжительность работы от батареи. Intel заходит на рынок ноутбуков с 28 моделями процессоров 12-го поколения, разбитыми на три линейки. Серия-H для энтузиастов, Серия-U для легких ультрабуков и Серия-P в средней ценовой категории. Ноутбуки на новых процессорах получат поддержку платформы Evo — гигабитный Ethernet, Wi-Fi 6E, аппаратное улучшение изображения 1080p-вебкамер и микрофонов при помощи машинного обучения, интеграция сервиса Apple iMessage, данных о здоровье со смарт-часов и других подобных гаджетов.

Уже этой весной AMD выпустит обновленную версию восьмиядерного процессора Ryzen 7 5800X с 3D-кэшем. Об название нового процессора — 5800X3D — можно сломать язык, но AMD рассчитывает, что он станет новой вехой для ее CPU. 3D означает, что чипы памяти будут располагаться на текстолите не в двухмерной плоскости друг рядом с другом, а трехмерно — друг на друге. Это позволяет на той же площади уместить намного большие объемы кэша. В 5800X3D в три раза больше кэша L3, чем в обычной модели, что по словам главы AMD Лизы Су позволит восьмидядерному 5800X обгонять в играх не только двенадцатиядерный 5900X на 15%, но и победить чемпиона производительности в играх Intel i9-12900K на 6-8%. И это не смотря на существенно меньшее количество ядер и более низкую частоту (4,5 ГГц против 5,2 ГГц).

Intel не собирается сдаваться без боя, поэтому примерно в это же время появится новый флагман потребительских процессоров Intel — i9-12900KS, который, судя по демонстрациям, может достигать частоты 5,5 ГГц на одном ядре или 5,2 ГГц на всех производительных ядрах. Так что весной будет не скучно.

Но оба этих процессора — лишь репетиция перед основным выступлением. Осенью Intel должна выпустить процессоры 13-ой серии под кодовым именем Raptor Lake. Что в них будет нового, кроме увеличенного количества ядер и объема кэша, не обсуждается даже на уровне слухов, так что придется подождать. А вот про Ryzen 7000-ой серии от AMD на архитектуре Zen 4 известно гораздо больше. Техпроцесс: новейший TSMC N5, как и у видеокарт. 3D-кэш, как в грядущем 5800X3D. DDR5, PCIe Gen 5, USB 4.0, которые уже есть у Intel 12-ого поколения. И новый разъем AM5, который заменит шестилетний AM4, и перейдет на расположение контактов LGA как у Intel и профессиональных и серверных процессоров AMD, но впервые для ее потребительской линейки.

К концу года платформы и Intel, и AMD будут поддерживать новый стандарт оперативной памяти DDR5. Мы уже немного писали о преимуществах новой памяти в обзоре на Intel i9-12900K, но угрожать свинье-копилке ради нее пока не стоит. Стоит DDR5 безумно дорого, преимущества в играх почти пока не дает, а все новые чипсеты поддерживают DDR4, плашки на 16 Гб которой сейчас стоят как одна консольная игра. Торопиться не надо.

Экраны

После почти двадцатилетнего застоя мониторы начинают использовать новые технологии. OLED все еще встречается исчезающе редко — в отдельных моделях за тысячи долларов, которые невозможно достать, или в профессиональных референсных мониторах для кино за десятки тысяч долларов. Плюс до сих пор остаются сомнения в долговечности таких панелей — выгорания за пару лет, конечно, уже нет, но как будет чувствовать себя дисплей на 5-7-летнем сроке, сказать уже сложнее.

Традиционные жидкокристаллические мониторы компенсируют свои недостатки MiniLED-подсветкой и новейшими быстрыми матрицами, но все равно страдают от размытия пикселей в движении и отсутствия попиксельного контроля яркости, которые напрямую связаны с самой концепцией ЖК-экранов.

На помощь приходит Samsung Display (не путайте с Samsung Electronics, которая выпускает потребительские товары) с новыми панелями QD-OLED. Новая технология использует синие органические диоды на всей панели и так называемые «квантовые точки» (quantum dot) для красных и зеленых субпикселей. Синие диоды — самые интенсивные в OLED-панелях. Они производят наибольшее количество света при том же напряжении, поэтому почти всегда работают не на полной яркости. Красные и зеленые субпиксели создаются квантовыми точками, которые накапливают в себе свет подсветки (в данном случае, синих пикселей) и выпускают его с другой длиной волны (цветом).

Раньше Samsung использовал квантовые точки для улучшения цветопередачи своих жидкокристаллических телевизоров, теперь они позволяют создавать целые мониторы или телевизоры со схожими с OLED-характеристиками (попиксельный контроль освещения, чистый черный цвет, высокая точность цветопередачи, высокое разрешение движения) и практически без недостатков (значительно ослабленное выгорание, существенно более высокая максимальная яркость, сохранение насыщенности цвета на высокой яркости из-за отсутствия белых субпикселей). Производство QD-OLED тоже проще, чем у OLED или его многострадального неорганического кузена MicroLED (не путайте с MiniLED-подсветкой). Квантовые точки привозят на заводы буквально в бочках и печатают на матрицы экранов, а делать OLED-дисплеи из одних только синих пикселей проще, чем современные RGBW OLED от LG. Но пока технология новая, поэтому не ожидайте низких ценников в ближайшие годы — это больше задел на будущее.

Опередив даже Samsung Electronics, уже этой весной Dell планирует выпустить первый QD-OLED монитор с непроизносимым названием Alienware AW3423DW. Характерстики хорошие, но уже не уникальные. 34 дюйма, изогнутый экран с соотношением сторон 21:9, разрешение 3440×1440, 175 Гц, яркость 250 нит. О том, что это OLED напоминают только время отклика 0,1 мс G2G и статический контраст 1 миллион:1 — вполне реалистичные цели для органических диодов. Несмотря на яркость в 250 нит, Dell обещает пиковую яркость в 1000 нит и сертификацию VESA HDR1000. Такая яркость редко встречается в мониторах, почти так же редко — в OLED-телевизорах.

Alienware AW3423DW показывает, что QD-OLED может быть рентабелен для мониторов, его можно использовать для экранов с небольшой диагональю, он может тянуть нехарактерную для мониторов высокую яркость, его можно гнуть и собирать в нестандартные разрешения.

Samsung Display разрешил канадскому YouTube-каналу Linus Tech Tips привезти полный комплект измерительных приборов и протестировать его новые панели против конкурентов — в первую очередь, прошлогоднего топового телевизора LG G1 с панелями нового поколения OLED Evo. Обычно производитель не дает тестировать невышедший продукт, но в Samsung Display явно были уверены в своей победе. QD-OLED настолько обогнал конкурента по яркости и охвату цвета, что даже на камере заметна разница между технологиями. Конечно, за QD-OLED, как и за любую новую технологию, придется платить серьезные деньги, но рано или поздно топовые технологии всегда спускаются к рядовому пользователю, а учитывая скорость, с которой Dell интегрировала QD-OLED в игровой монитор, хочется надеятся, что масштабируемость приведет к ускоренному повсеместному переходу на новую технологию, которой OLED так и не добился.

Спускаясь с небес на землю, главный тренд в мониторах на 2022 год — это высокая частота обновления. Даже 4К-модели для профессиональной работы с графикой обновляются до 120 и 144 Гц панелей. 1440p уже поддерживает частоту до 240 и даже 270 Гц с разгоном, а вот 1080p-модели все еще застряли в 360 Гц. Такая высокая герцовка требует новые химические составы для жидкокристаллической пленки экранов, поэтому каждая новая веха достигается производителями с большим трудом и затратами. Не исключено, что вскоре бороться с артефактами жидких кристаллов станет менее выгодно, чем переходить на QD-OLED или другую схожую технологию, которая не будет страдать от размытия в движении, компенсируемого сейчас высокой герцовкой.

Мобильный гейминг

В феврале 2022 году должна выйти портативная консоль Steam Deck от Valve. Многие игроки ждут ее с нетерпением. Nintendo Switch доказала, что современное железо способно подарить полноценный игровой опыт на ходу, но уже стала устаревать, да и библиотека игр у нее специфическая. Valve же обещает почти полную поддержку безграничной библиотеки Steam, а также возможность поставить на консоль Windows и играть в абсолютно любые игры на ходу. Вышло у Valve или нет мы узнаем уже совсем скоро, гадать сейчас уже нет смысла.

В условиях тотального дефицита остается открытым вопрос о возможности Valve произвести достаточное количество консолей. Steam Deck использует APU от AMD на основе Zen 2 и RDNA2 и общей памяти LPDDR5 на 16 Гб. APU использует не самые новые технологии. Наверняка у AMD целые склады с отбракованными чиплетами от процессоров, видеокарт и консолей, которые можно переупаковать в новую, более слабую конфигурацию для Valve, отключив бракованные блоки. C DDR5 ситуация сложнее. В конце декабря 2021 года на созвоне с инвесторами производитель памяти Micron подтвердил, что спрос на DDR5 превосходит предложение, и они не смогут его догнать на протяжении всего 2022 года из-за нехватки компонентов, отличных от чипов памяти. Даже если Valve получит достаточное количество самих чипов, то компоненты вроде контроллеров питания все еще сложно достать, а DDR5 перенесла их с материнской платы на сами модули памяти. С выходом Ryzen 7000-серии спрос на модули DDR5 только вырастет.

Кстати, на рынок поративок рвется не только Steam Deck. AYA NEO уже производит целую линейку портативных консолей. Версия 2021 года работает на APU Ryzen 7 4800U, а анонсированная на CES 2022 AYA NEO NEXT будет работать на Ryzen 7 5825U. Почему не новый Ryzen 7 6800U? Команда AYA NEO объяснила, что у них маленькое производство, и новые APU дойдут до них в лучшем случае к концу 2022 года. Поэтому Nintendo Switch остается доминирующей портативной консолью — при всем желании у других компаний нет цепочки посредников и кэшфлоу, чтобы производить хоть какое-то достойное количество товара. Имя AYA NEO уже знакомо прессе и многим игрокам, но компания все равно не может достать новые чипы даже для ограниченной партии консолей, куда уж остальным.

У ноутбуков дела гораздо лучше. Сейчас, в условиях дефицита, их соотношение цена/качество зачастую обходит настольные компьютеры с дискретными видеокартами. Поэтому на CES 2022 ASUS, MSI, Dell, HP, Lenovo и прочие производители анонсировали огромное количество моделей. Как водится в мобильной технике, многие пытаются быть на одной волне с Apple. MacBook Air 2020 года с чипом M1 произвел фурор, показав, что можно сделать тонкий, долгоживущий, мощный, относительно недорогой ноутбук с хорошими колонками и вебкамерой. Обновленные MacBook Pro с чипами M1 Pro и Max добили рынок не только более мощными APU и отличным MiniLED-экраном с адаптивной частотой обновления, но и возвращением картридера, HDMI-выхода и мини-джека. Если бы на Маках можно было нормально играть, то они были бы универсальными ноутбуками.

Остальные производители пытаются выделиться из толпы, и в ход идет каждый технологический тренд последних лет. OLED-мониторы? Пожалуйста. Гибкие OLED-мониторы? Сколько угодно. Ноутбуки-планшеты, полностью состоящие из гнущегося экрана? Странный флекс, но ок. Впрочем, до QD-OLED пока никто не добрался.

Как мы уже писали выше, Intel серьезно заходит на рынок ноутбуков со своими bigLITTLE-процессорами. 28 моделей APU и дискретная и встроенная мобильная графика Arc по заверениям Intel должна обходить процессоры Apple и в играх, и в рабочих задачах, которые сейчас сместились с обработки фотографий, дизайна, создания музыки, видео и рендеров в сторону видеозвонков в Zoom. Другая новая фишка 2022 года — использование жидкого металла вместо термопасты, технология, ставшая популярной благодаря PlayStation 5. MSI обещает, что ее линейки ноутбуков Stealth и Raider будут работать на 10% быстрее благодаря такому охлаждению. Жидкий металл действительно гораздо лучше проводит тепло по сравнению с обычной термопастой или термопрокладками, потому что они все равно изоляторы, а металл — проводник. Минус в этом тот же — металл хорошо проводит не только тепло, но и электричество, поэтому если он случайно выльется на контакты, то будет замыкание. Производство уже отработано, никуда он обычно не проливается, но не стоит пытаться заменить жидкий металл как термопасту. Впрочем, в этом году увидим насколько она помогает ускорить ноутбуки.

Источник

Exit mobile version