Каждая фракция (за исключением Воинов Хаоса, хотя система Орды, можно сказать, работает приблизительно также) в Total War: Warhammer начинает только с одного города, которая становится столицей всего вашего королевства. Этот город, скорее всего, станет первым полностью развитым (по крайней мере, к этому нужно стремиться). С течением времени под ваш контроль перейдет еще больше провинций и поселений, но ограниченное количество золота и избыточного населения не позволят развить все и сразу. В этой главе вы узнаете, как работают поселения и провинции, и как их можно развивать.
Как развивать провинцию в Total War: Warhammer
Нужно в общей сложности две вещи для развития провинции — золото и избыточное население. Первый ресурс не нуждается в разъяснении — вы будете использовать его, чтобы обучать новых юнитов, строить здания, дипломатические отношения или (в редких случаях) проводить исследования новых технологий.
Второй ресурс, избыточное население, используется для апгрейда главных зданий в поселениях и столицах каждой провинции (и ряда других вещей, если вы играете за Воинов Хаоса). Рост населения происходит для каждой провинции, в которой есть ваши поселения. Раз в ход — после завершения определенного числа ходов, когда шкала будет заполнена полностью, вам предоставят очко избыточного населения.
Эти очки накапливаются до пяти (у Воинов Хаоса чуть больше). Вы можете всегда проверить количество очков избыточного населения, доступных для провинции, а также время для получения следующего, чтобы заранее спланировать апгрейд поселений и столицы.
За повышение каждого уровня главного здания потребуется чуть больше очков избыточного населения: при переходе на третий уровень — два, на четвертый — четыре, на пятый (максимальный) — пять.
Время, которое расходуется на производство очередного очка избыточного населения, зависит от нескольких факторов:
- Способности Лордов и героев, которые расположены на территории данной провинции.
- Исследований.
- Заповедей, действующих в провинции — доступны только тогда, когда под вашим контролем находятся все поселения и столица этой провинции.
- Зданий, построенных в провинции (так же, как некоторые здания производят коррупцию или поддерживают общественный порядок, есть те, что ускоряют рост и, следовательно, производство очередного очка избыточного населения).
- Случайных событий — они могут привести как к увеличению, так и уменьшению времени, необходимого на производство очка избыточного населения.
Как уже упоминалось выше, очки избыточного населения используются для модернизации основных зданий в поселениях и столице провинции.
Их апгрейд даст вам следующие преимущества:
- Доступ к новым, более продвинутым зданиям.
- Бонус к общественному порядку.
- Увеличение доходов.
- Увеличение дохода во всей провинции и в королевстве — доступно только для главного здания первой провинции, в которой вы начинаете игру.
- Увеличение гарнизона — армия, защищающая поселение или столицу, не имеющая возможность покинуть ее стены.
- Разблокировка дополнительных слотов для зданий.
Более того, очки избыточного населения распределяются между всеми поселениями в провинции — кроме тех, которые находятся под контролем противника (если провинция вами еще не была полностью захвачена). Это означает, что вы не сможете одновременно модернизировать главные здания во всех поселениях провинции, поскольку для этого потребуется большое количество очков избыточного населения. К счастью, эти очки не распределяются между самими провинциями — каждая из них производит собственные.
Основное различие между любым поселением и столицей — максимальный уровень главного здания.
Каждая провинция состоит из разного количества поселений. Размер поселений в провинции варьируется от двух до четырех. Вы можете проверить это значение, щелкнув по любому поселению в данной провинции — на экране появится окно, показывающее доступные вам поселения и те, что находятся под контролем противника или вовсе не обнаруженые.
Поселения делятся на две группы — столица, расположенная в левой части экрана провинции (не на карте!) и обычные поселения.
И вот несколько различий между ними:
- Столица может быть модернизирована до пятого уровня — т.е. практически все здания провинции могут быть построены и улучшены до такого уровня. Кроме того, каждая столица имеет до пяти слотов для зданий (шесть, если учитывать главное здание), благодаря чему здесь вы можете возвести пять различных строений. Также столица окружена стенами и защищена большим гарнизоном — для ее покорения потребуются осадные орудия.
- Обычные поселения могут быть модернизированы до третьего уровня, что делает некоторые здания недоступными. Часть из них нельзя повысить до максимального уровня, поскольку он выше уровня главного здания. Кроме того, обычные поселения защищены небольшим гарнизоном и не окружены стенами — но вы можете сделать это самостоятельно, построив их.
Учитывая вышеизложенное и тот факт, что очки избыточного населения лимитированы, вы должны заранее планировать развитие своих провинций. Это позволит избежать сценария, при котором в вашей казне имеется огромное количество золота, но вы не можете его использовать, потому что ни одно из поселений не имеет свободных слотов для строительства зданий.
Развитие провинций
Помимо Воинов Хаоса, для всех остальных фракций развитие провинций выглядит приблизительно одинаково — единственная разница связана с доступными зданиями. Правило одно и то же: вы должны вложить достаточное количество золота в строительство зданий и иметь свободные слоты. Нужно стремиться к полному апгрейду всех поселений в провинциях и застраивать их зданиями максимального уровня. При этом существует ряд правил, которым нужно следовать, чтобы впоследствии не пришлось сносить уже возведенные постройки и заменять их другими, более важными.
Начнем наше описание с развития столиц в провинциях. Их главные здания могут быть улучшены до пятого уровня. Это преимущество нужно использовать по максимуму — нет смысла строить те здания, которые могут быть возведены и улучшены до предельного уровня в обычных поселениях.
В столице сосредоточьтесь на строительстве следующих зданий:
- Здания для обучения юнитов. Некоторые из них доступны с третьего уровня, но некоторые требуют главное здание пятого уровня, чтобы можно было пользоваться всеми их возможностями. Если вам необходима казарма для обучения юнитов, но ей достаточно главного здания третьего уровня, то постройте в обычном поселении, чтобы не расходовать драгоценное место в столице.
- Здания военной поддержки. Эти постройки сами по себе не предоставляют доступ к новым юнитам, но часто необходимы для того, чтобы разблокировать юнитов, которые впоследствии будут доступны в зданиях предыдущей категории. Кроме того, для таких зданий зачастую требуется «главная база» четвертого или даже пятого уровня.
- Здания, позволяющие уменьшить или увеличить уровень коррупции в провинции. Они доступны и в обычных поселениях, но их полный потенциал зачастую реализуется в столицах, поскольку требуется главное здание четвертого или пятого уровня.
- Уникальные здания инфраструктуры. Это могут быть порты, шахты или другие постройки, которые дают большой импульс к доходу (зачастую более 1000 золота на каждый ход). Эти здания доступны в определенных столицах, но вы всегда должны проверять их наличие и обязательно строить там, где они доступны.
Принимая во внимание все вышеперечисленное, не забывайте воздерживаться от дублирования зданий (помимо уникальных и тех, которые уменьшают или увеличивают коррупцию). Если у вас есть доступ ко всем юнитам кавалерии в определенной провинции, то нет смысла строить такие же здания в другой, поскольку за счет этого вы ни в чем у противника не выигрываете.
Адаптируйте каждую провинцию под определенных юнитов — вы всегда можете в нее вернуться, чтобы набрать войска, либо воспользоваться глобальным методом рекрутинга (пусть и чуть более дорогостоящим).
Что касается обычных поселений, то здесь нужно сосредоточиться на следующем:
- Здания из вкладки инфраструктуры. Итак, эти здания увеличивают доход, общественный порядок, рост населения (сокращают время, необходимое на производство следующего очка избыточного населения), а также создают ресурсы, которые могут использоваться для торговли с другими фракциями. Если не можете решить, какие здания хотите построить (можно создавать несколько одинаковых), придерживайтесь такого правила: по крайней мере одно здание, повышающее общественный порядок, одно на рост населения и одно на определенный ресурс для торговли. Остальные слоты используйте для увеличения дохода.
- Здания военной поддержки. Можете их строить в обычных поселениях, но при условии, что для максимальной эффективности не требуется главное здание выше третьего уровня.
- Здания, уменьшающие или увеличивающие коррупцию. Несмотря на то, что эти здания нужно модернизировать по максимуму, чтобы получить полные преимущества, даже первый уровень позволит снизить на несколько пунктов коррупцию.
- Уникальные здания инфраструктуры. Подобно столицам, в поселениях также могут быть уникальные здания, которые можно возвести исключительно на их территории. Это может быть ферма, ранчо крупного рогатого скота или, к примеру, золотой рудник — т.е. преимущества от них совершенно разные. Стройте и не игнорируйте.
- Уникальные здания военной поддержки. Некоторые поселения предоставляют доступ к уникальным зданиям данной категории. Это могут быть особые мастерские, доступные в провинции Виссенланд, дающие бонусы определенным юнитам и уменьшающие затраты на их обучение.
- Здания из вкладки «Защита». Здесь есть только одно здание — стена, но это чрезвычайно важный элемент для обороны. Ее строительство позволяет увеличить гарнизон, расположенный в поселении. Повышение до второго уровня дает еще лучший бонус. Враг, атакующий такое поселение, будет вынужден использовать осадные орудия.
Помните о том, что любое построенное здание можно снести и на его месте построить иное. Это не вернет вам обратно все вложенное золото. Каким бы невыгодным данный процесс не выглядел, он актуален в нескольких случаях.
К примеру, вам не нужен высокий доход, поэтому можно снести одно-два таких здания, чтобы построить те, что формируют ускоренный рост населения. Это позволит быстрее накопить очки избыточного населения и улучшить различные здания в поселении. После завершения апгрейдов просто снесите их и постройте что-то иное.
Последнее, о чем нужно вспомнить — тот факт, что здания по обучению юнитов не связаны с другими провинциями. Это означает, к примеру, что строительство бараков третьего уровня в одной провинции и оружейной в другой не позволят вам нанять Тяжелых мечников — оба здания нужно построить в одной провинции (но необязательно в одном и том же поселении).
Развивайте провинции, ориентируясь на обучение определенных юнитов — тогда вы сможете использовать глобальное обучение для создания армии, состоящей из всех доступных для фракции подразделений.