Рекомендованные гайды:
- Гайд по фракции Хаос в Total War: Warhammer
- Гайд по фракции Гномы в Total War: Warhammer
- Гайд по фракции Империя в Total War: Warhammer
Фракция Зеленокожих в Total War: Warhammer в какой-то степени похожа на Гномов — у них одни и те же поселения и столицы, они могут передвигаться под землей и испытывают огромную антипатию друг к другу. То, что делает эту фракцию уникальной — их «Воинственность» и «ВАААГХ!». В том числе и о них мы поговорим в нашем гайде.
Общая информация
Армия Зеленокожих может быть охарактеризована двумя аспектами — большой численностью и низкими расходами на содержание. Помимо высокоуровневых юнитов, таких как Черные Орки, многие другие подразделения являются крупными по численности — в одном может быть вплоть до 90 особей! С другой стороны, при всем этом расходы на содержание невысоки, поэтому, управляя Зеленокожими, вы сможете одновременно содержать несколько постоянных армий, не имея при этом существенных доходов. Наконец, они имеют самое большое разнообразие юнитов в игре.
Армия Зеленокожих, в свою очередь, состоит из двух рас, ведь неспроста их назвали именно так. Речь идет об орках и гоблинах. Гоблины слабее, имеют меньше брони и более низкие показатели лидерства, но все это компенсируется за счет дешевого обучения и большой численности каждого подразделения. С другой стороны, орки близки к юнитам Гномов и Империи — в одном подразделении меньшее количество юнитов, но зато у каждого воина более серьезная броня и общая боевая сила. К сожалению, им не хватает воздушных юнитов (кроме Лордов и героев, которые могут использовать летающих мутантов).
Их уникальной чертой является «Воинственность». Это специальная шкала, видимая на экране армии, которая поднимается во время любых сражений и совершении набега, но падает, если войска неактивны (сразу после победы). Это может привести к двум различным сценариями: «Враждебность» и «ВАААГХ!». Первое происходит, когда уровень «Воинственности» достаточно низкий, что приводит к истощению армии. Они начинают воевать друг с другом. Вторая ситуация создает новую армию, контролируемую AI, которая будет следовать за Лордом, от которого была порождена. Подробнее об этом параметре будет рассказано в отдельной главе.
Самый большой недостаток Зеленокожих связан с неправильным использованием параметра «Воинственность». Если ваши войска войдут в состояние «Враждебности», то начнут терять солдат из-за истощения. Они будут ослабевать с каждым новым ходом. Кроме того, без помощи «ВАААГХ» армия Зеленокожих будет слабее всех остальных, поэтому вам нужно как можно чаще поддерживать этот параметр активным.
Когда дело доходит до экономики, то Зеленокожие по сравнению с другими фракциями занимают невыгодное положение. У них ограниченное дерево технологий (к которому вы и вовсе не можете получить доступ в течение нескольких первых ходов), они не способны торговать. Это означает, что большая часть доходов связана с рейдами и разграблением других поселений. Данный факт обуславливает более агрессивный подход во время игры за фракцию.
Играя за Зеленокожих, вы сможете завоевать поселения, принадлежащие как Гномам, так и другим фракциям Зеленокожих. Однако вы не сможете получить контроль над территорией, принадлежащей Империи, Бретонии и Графству вампиров. Если вы атакуете такие поселения (либо если те нападут на вас), то получите возможность их разграбить и забрать золото, либо снести их с лица земли.
Условия для победы
Как и в случае с каждой фракцией в игре, у армии Зеленокожих есть собственные цели для победы. И вот они:
- Уничтожить несколько фракций, а именно — Черная Отрава, Кровавые Пыряла, Кривоносы, Кривой Месяц, Борзые гады Кривого Месяца, Кровавые Руки, Красноглазы, Красноклыки, Глазочесы, Бошкодавы, Жубодеры и Узлы-на-Башке.
- Оккупировать, разграбить или уничтожить 50 поселений.
- Получить контроль над некоторыми поселениями Гномов либо путем прямого владения, либо через вассалов или военные союзы — Карак Зифлин, Карак Норн, Клан Ангрунд, Карак Хирн, Карак Дромар, Жуфбар, Карак Кадрин, Барак Варр, Карак Драк, Карак Азул, Караз-а-Карак и другие.
- Уничтожить Империю и Гномов.
- Заработать золото в рейдах — 20000 единиц.
- Убедиться, что вы ранили Архаона Навеки Избранного.
Все эти цели, как ни парадоксально, намного проще, чем у многих других рас. Не нужно ввязываться в войну с Воинами Хаоса и выдворять их с карты, что должны сделать другие фракции. Всего лишь два врага — Империя и Гномы, что позволит вам объединиться с Графством вампиров.
Доступные лидеры фракции Зеленокожих
Есть два стартовых лидера на выбор — Гримгор Железношкур (который также является и лидером самой фракции) и Ажаг Мясник. Как всегда, они различаются как по стилю игры, так и по начальным юнитам. Правда, последнее различие исчезает ближе к концу игры, когда становятся доступны все юниты фракции.
Гримгор Железношкур начинает со следующими стартовыми юнитами:
- Черные орки,
- Орочьи пацаны на вепрях,
- Катапульта Крылатого рока.
Черные Орки — это лучшие пехотные юниты, которые есть у Зеленокожих — толстая броня, хорошее лидерство, высокий урон, но низкая защита.
Орочьи пацаны на вепрях — достойная штурмовая кавалерия, способная уничтожать пехоту.
Катапульта Крылатого рока — одна из уникальных артиллерийских установок в игре в виде того, что ее снаряды летят прямо в цели. Это чрезвычайно точные катапульты, которые могут попасть даже по быстро движущимся целям.
Лидер фракции, Гримгор Железношкур, вероятно, один из мощных юнитов ближнего боя в игре. Он наносит высокий урон, обладает непревзойденной прочностью — в игре нет юнита, который мог бы на равных сражаться с ним один на один. Выбрав его, ваша фракция получит глобальный импульс для диапазона движения во время кампании, а подразделения Черных Орков в армии получат более низкую стоимость содержания.
Ажаг Мясник начинает со следующими юнитами:
- Паучьи наездники лесных гоблинов,
- Четкие пацаны орков,
- Гоблины-лучники.
К сожалению, ничего особенного у этого лидера нет — все юниты довольно-таки годные, но не более того. Сам Лорд представляет собой уникальное сочетание рукопашного боя и заклинателя. Он отлично сражается в ближнем бою (хоть и не настолько хорошо, как это делает тот же Гримгор Железношкур) и может накладывать заклинания (очень эффективно против вражеских Лордов). Выбрав его, вы получите импульс к дипломатическим отношениям с нежитью (а к ним относится, к примеру, Графство вампиров) и повысите доходы от разграбления поселений.
Юниты
Как было сказано в самом начале, армии Зеленокожих совершенно уникальны. Они более многочисленны по сравнению с другими фракциями, хоть и расплачиваются за это более слабыми доспехами и уязвимостью к атакам по незащищенным целям. Тем не менее, низкие затраты на их содержание позволят вам одновременно разворачиваться несколько постоянных армий.
Пехота ближнего боя
- Пацаны. Это основная единица ближнего боя у Зеленокожих. Несмотря на то, что характеристики юнитов довольно низкие, это компенсируется большим размером подразделения и низкой стоимостью обучения. Очень тонкая броня, что делает их уязвимыми к вражеским атакам, но зато оснащены щитами, при помощи которых способны блокировать часть повреждений стрелковых противников. Эти юниты — ваши «хлеб и масло» до тех пор, пока не будут разблокированы Четкие пацаны орков и Черные орки.
- Гоблины. Определенно самые слабые юниты в игре (если не считать Зомби), если рассматривать исключительно статистические данные (атрибуты). Низкая броня, никакой показатель лидерства, отсутствие бонуса при сражении с крупными юнитами и кавалерией. Однако все это опять же компенсируется огромной численностью подразделений (120 солдат!!!) и низкими затратами как на обучение, так и на содержание. Кроме как «пушечное мясо» гоблинов иначе не назовешь. Используйте исключительно на ранних стадиях игры.
- Четкие пацаны орков. Одни из лучших юнитов, если рассматривать соотношение цена/качество. Они недороги в обучении и содержании. Они намного лучше, чем Пацаны, наносят более высокий урон и хороши в нападении. Их единственным недостатком является отсутствие щита. Но это подразделение должно именно атаковать, а не защищать остальную часть армии.
- Ночные гоблины. Слегка улучшенная и усиленная версия обычных гоблинов. Размер подразделения остался таким же, характеристики практически идентичные. Все отличие связано с тем, что атаки ночных гоблинов еще и отравляют противника. Отравленные враги имеют пониженные атрибуты (урон, скорость, сила), благодаря чему ночные гоблины могут сражаться с противниками, превосходящими их по силе в начале боя. ВНИМАНИЕ! Яд очень эффективен против высокоуровневых юнитов, поскольку дает дебафы не на какое-то определенное количество пунктов, а в процентном соотношении.
- Ночные гоблины-фанатики. Практически идентичное подразделение предыдущему. Единственное различие — имеется специальное оружие дальнего боя. Этот юнит может использовать оружие перед началом боя, уменьшая силу противника. Однако это оружие неэффективно, поэтому не нужно содержать ночных гоблинов в армии только ради него — есть куда более лучшие солдаты такого же уровня.
- Черные орки. Лучшие пехотинцы ближнего боя у Зеленокожих, а также одно из лучших подразделений в игре, если рассматривать величину наносимого урона. По сравнению с аналогичными подразделениями остальных фракций численность его куда выше. Толстая броня и высокий бронебойный урон делают Черных Орков эффективными в бою против тяжелобронированных целей. Их единственным недостатком является относительно высокая стоимость содержания по сравнению с другими юнитами Зеленокожих.
Стрелковая пехота
- Гоблины-лучники. Самая дешевая стрелковая пехота у Зеленокожих. Но, как не парадоксально, является куда более эффективной, чем их более дорогой эквиваленты — Стрелячие пацаны орков. У них низкое лидерство, как у каждого подразделения гоблинов, но они компенсируют это приличной дальностью и большой численностью. Единственная проблема — практически отсутствующий бронебойный урон, делающий юнитов бесполезными в бою против бронированных целей. Однако они очень эффективны против летающих юнитов. Эти стрелки, наряду с обычными гоблинами, хороши на ранних стадиях игры.
- Стрелячие пацаны орков. В теории это должны быть более сильные стрелковые пехотинцы, по сравнению с предыдущими. Однако на практике их слабая точность делают орков крайне неэффективными в бою с малочисленными группами противника — большая часть стрел пролетит мимо цели. Кроме того, они практически в два раза дороже Гоблинов-лучников.
- Ночные гоблины-лучники. Юнит, практически идентичный Гоблинам-лучникам. Есть два отличия — атаки ядовитыми стрелами, уменьшающие характеристики противника, в которого попали, а также навык «Передовое развертывание». Это умение очень эффективно при правильном использовании — можно атаковать противников с фланга при помощи юнитов дальнего боя, но если оставите их без защиты, то быстро потеряете.
- Ночные гоблины лучники фанатики. Опять же, практически такое же подразделение, что и описанное выше, но с дополнительным оружием. Однако это оружие совершенно бесполезное для них (поскольку для его применения нужно приблизиться к врагу). Не удерживайте этих гоблинов в армии из-за него. Точно такая же эффективность будет и у обычных Ночных гоблинов-лучников.
Кавалерия
- Гоблинские волчьи наездники. Один из самых быстрых юнитов в игре (по скорости их опережают лишь Автожиры). Они слабые, как и любая кавалерия, но чрезвычайно быстрые, многочисленные и очень дешевые в обучении и содержании. Этих юнитов можно использовать для преследования противника, либо для моментальной атаки и дальнейшего отступления (поскольку никто не сможет догнать их). Однако из-за низких атрибутов использовать данную кавалерию нужно только в начале игры.
- Паучьи наездники лесных гоблинов. Обновленная версия предыдущего подразделения. На этот раз гоблины-кавалеристы оснащены щитами и имеют ядовитые атаки. Они все еще слабы в лобовых сражениях и не должны использоваться при достижении середины игры, когда на поле битвы есть возможность развернуть более сильных юнитов.
- Орочьи пацаны на вепрях. Первая реально стоящая кавалерийская единица у Зеленокожих. Хотя ей все еще не хватает хороших доспехов, как у Империи и Воинов Хаоса, они остаются дешевыми в обучении. Приличный урон и бонусы при набегах, наличие щитов и дополнительный урон в битве с пехотой — все это существенно отличает орков-кавалеристов от гоблинов, описанных выше. Если вы любите использовать кавалерию, то Орочьи пацаны на вепрях определенно то, что нужно.
- Четкие пацаны орков на вепрях. Вариация подразделения, описанного выше. Убрав щит, они смогли повысить урон в лобовых атаках и набегах. Кроме того, они получают бонус к урону при сражении с крупными юнитами и кавалерией (но дополнительный урон по пехоте отсутствует), что делает данных орков эффективными против них. Тем не менее, обычные Орочьи пацаны на вепрях лучше, потому что Четкие пацаны не смогут сравниться по скорости с большей частью вражеской кавалерии.
Стрелковая кавалерия
- Гоблинские лучники на волках. Живой кошмар для любого пехотного подразделения, которому не хватает тяжелых доспехов. Эти юниты чрезвычайно быстры (уступают только Автожирам Гномов) и могут стрелять во время движения, что делает их одной из самых раздражающих стрелковых кавалерий в игре). Они эффективны в случае преследования противника, поскольку способны держаться на расстоянии. Единственный недостаток — отсутствие бронебойного урона и слабая броня — одиночный залп одного точного стрелкового подразделения приведет к уничтожению этого отряда.
- Паучьи лучники лесных гоблинов. Усовершенствованная версия предыдущих юнитов. Они более медлительны (хотя все еще остаются одними из самых быстрых в игре), но зато используют щиты, более толстую броню, наносят высокий урон с дополнительным действием яда, снижающим атрибуты любого противника. Крайне необходимые юниты! У вас должно быть два или даже три подразделения в каждой армии!
Монстры и огромные юниты
- Тролли. Их можно обучить на ранней стадии, они дешевы в обучении и наносят приличный урон. Кроме того, Тролли восстанавливают свои ХП. Самым большим недостатком юнитов является невероятно низкое лидерство, поэтому не стоит отправлять их в одиночку в бой с врагами. Если вы не позволите врагам окружить Троллей, то они смогут уничтожить практически любое подразделение. Кроме того, их атаки наносят бронебойный урон!
- Великаны. Более крупные и сильные юниты, являющиеся в какой-то степени улучшенной версией Троллей. Великаны крупнее любых других врагов, имеют большой запас ХП и наносят огромный урон как по незащищенным, так и по тяжелобронированным целям. Приличный показатель лидерства. Они вызывают панику (страх) у противника, расположенного рядом, заставляя тех убегать без оглядки. Подобно Троллям, Великанов не следует посылать на линию фронта самостоятельно, поскольку враги быстро смогут окружить и убить их. За счет своих габаритов они уязвимы к атакам любых стрелковых подразделений.
- Паук Арахнарока. Один из лучших юнитов у Зеленокожих. Пауки имеют самую прочную броню в игре, им доступны два оружия. Они могут либо атаковать в ближнем бою, нанося урон, сравнимый с Великанами и/или стрелять в ближайших врагов, используя ядовитые атаки. В обоих случаях наносится бронебойный урон, что делает этих юнитов эффективными против любых врагов. Единственный недостаток — очень высокая стоимость обучения. Но они стоят того!
Колесницы
- Гоблинская колесница с волками. В теории очень эффективные юниты из-за огромной скорости и дополнительного урона по пехоте. Но на практике использовать из в бою совершенно бессмысленно. Скорость не на что не влияет, поскольку колесница не может стрелять во время движения, а нанесенный урон не имеет каких-либо бронебойных свойств. Избегайте обучения этих подразделений.
- Орочья колесница с вепрями. Можно назвать ухудшенной версией кавалерии Орочьи парни на вепрях. Эта колесница наносит большое количество бронебойного урона, особенно по пехоте, но очень медлительна, что и является главным недостатком. Когда даже одно подразделение окружит колесницы в бою, они не смогут отступить, чтобы вновь атаковать.
Артиллерия
- Гоблинская швырялка. Достойная артиллерия, имеющая приличный урон по незащищенным и тяжелобронированным целям в небольшом радиусе. Они эффективны против бронированных целей и дешевы для обучения.
- Катапульта Крылатого рока. Одна из самых уникальных артиллерийских установок благодаря способности «Управляемый снаряд». Это позволяет снарядам лететь прямо в цель, повышая их точность. У артиллерии отличная дальность, но она весьма неэффективна в бою против бронированных целей. С такой задачей лучше справляется Гоблинская швырялка. Тем не менее, катапульты эффективны в бою против других Зеленокожих и даже с некоторыми подразделениями Гномов, поскольку легко уничтожают отряд прежде, чем тот сможет сблизиться с основной частью вашей армии.
Провинции
Зеленокожие совершенно уникальны, если дело доходит до их зданий, особенно во всем, что связано с обучением юнитов. Они не нуждаются в дополнительных зданиях для разблокировки всех подразделений — только в постройках, обучающих данных юнитов. Никаких мастерских и оружейных.
Это дает вам свободу экспериментировать, поскольку не нужно будет обязательно строить по три или четыре здания в одной провинции, чтобы разблокировать юнита. В этой главе вы узнаете, как развивать восемь завоеванных провинций: Перевал Смерти, Скверноводье, Долина Кровавой реки, Западные Бесплодные Земли, Южные Бесплодные Земли, Восточные Бесплодные Земли, Пустоши Нагаша и Серебряный путь.
Провинция Перевал Смерти
В столице Черный Утес нужно построить следующие здания:
- Главное здание пятого уровня — это даст вам, прежде всего, большой толчок к доходу.
- Казармы Черных Орков.
- Нора карликов.
- Лагерь вожака.
- Лачуга Шамана.
- Вепрячьи загоны.
На Железном Холме нужно построить:
- Главное здание третьего уровня.
- Кузница черных орков — уникальное военное здание для поддержки, повышающее опыт обучаемых Четких пацанов и Черных Орков и уменьшающее их содержание.
- Хижина вожака.
- Гора блестяшек.
В Караг Дрон нужно построить:
- Главное здание третьего уровня.
- Гоблинская лесопилка — уникальное здание военное поддержки, повышающее опыт обучаемых лучников и колесниц, а также сокращающее их содержание.
- Хижина вожака.
- Гора блестяшек.
Провинция Пустоши Нагаша
В столице Карак Азул нужно построить:
- Главное здание пятого уровня.
- Казармы черных орков.
- Земля священных пауков.
- Лагерь вожака.
- Лачуга шамана.
- Гоблинская мастерская.
В Черной железной шахте нужно построить:
- Главное здание третьего уровня.
- Кузница черных орков — уникальное военное здание для поддержки, повышающее опыт обучаемых Четких пацанов и Черных Орков и уменьшающее их содержание.
- Хижина вожака.
- Гора блестяшек.
На Враждебном пике нужно построить:
- Главное здание третьего уровня.
- Орочья сторожка.
- Хижина вожака.
- Гора блестяшек.
Провинция Восточные Бесплодные Земли
В столице Карак Восьми пик нужно построить:
- Главное здание пятого уровня.
- Вепрячьи загоны.
- Земля священных пауков.
- Казармы черных орков.
- Лачуга шамана.
- Логова зверей — уникальное здание военной поддержки, повышающее опыт обучаемых юнитов-наездников на волках, вепрях и пауках, а также понижающее их содержание.
В Форту Кривого клыка нужно построить:
- Главное здание третьего уровня.
- Орочья сторожка.
- Хижина вожака.
- Гора блестяшек.
В Валайе нужно построить:
- Главное здание третьего уровня.
- Орочья сторожка.
- Хижина вожака.
- Гора блестяшек.
В Дрингораказ нужно построить:
- Главное здание третьего уровня.
- Гоблинская лесопилка — уникальное здание военное поддержки, повышающее опыт обучаемых лучников и колесниц, а также сокращающее их содержание.
- Хижина вожака.
- Гора блестяшек.
Провинция Долина Кровавой реки
В столице Барак Варр нужно построить:
- Главное здание пятого уровня.
- Верфь Зеленокожих.
- Земля священных пауков.
- Вепрячьи загоны.
- Лачуга шамана.
- Топтальное поле.
В Варенка-хилс нужно построить:
- Главное здание третьего уровня.
- Орочья сторожка.
- Хижина вожака.
- Логова зверей — уникальное здание военной поддержки, повышающее опыт обучаемых юнитов-наездников на волках, вепрях и пауках, а также понижающее их содержание.
В Док Караз нужно построить:
- Главное здание третьего уровня.
- Орочья сторожка.
- Хижина вожака.
- Гора блестяшек.
В Барак Давазбаг нужно построить:
- Главное здание третьего уровня.
- Орочья сторожка.
- Хижина вожака.
- Гора блестяшек.
Что это все даст вам
Здания, которые вы построите в этих четырех провинциях, описанных выше, предоставят доступ ко всем юнитам, доступным Зеленокожим. Другие провинции должны разрабатываться в соответствии с вашими потребностями — если нужна передовая база для операций и набора юнитов, то постройте в еще одной или двух провинциях здания, сосредоточенные на обучении подразделений. Тем не менее, глобальное обучение должно использоваться чаще — да, вы не будете получать дополнительный опыт за счет тех или иных зданий, но сможете это сделать быстро, особенно при высоком доходе.
Вы должны использовать локальное обучение войск (в рамках выбранной провинции) только тогда, когда вербуете нового Лорда и хотите создать другую армию. В этом случае просто перейдите от одного поселения к другому и обучите юнитов, которые вам там доступны. Используя этот метод, вы можете создать высокоуровневую армию из 20 подразделений приблизительно за 10 ходов.
Другие провинции
Хоть вы и можете развивать остальную часть провинций так, как пожелаете, лучше придерживаться нескольких правил:
- Стройте лагерь вожака в каждой столице провинций, а хижины вожака в каждом поселении. Это даст всей провинции в целом где-то семь-девять балов к понижению коррупции.
- Лачуга шамана должна быть в каждой провинции. Это снизит коррупцию еще на восемь пунктов.
- Если столица или провинция находится вблизи границы противника или вдали от вашей армии, то создайте защитные сооружения. Высокие стены для столицы и Орочьи сторожки для поселений. Это увеличит гарнизоны, что предотвратит захват поселений со стороны мелких вражеских армий.
- Постройте порты везде, где бы не были. Они дают огромный бонус к доходу и росту численности.
- Уникальные военные здания и инфраструктура. Эти типы зданий могут быть построены только в определенных поселениях. Они дадут огромный импульс для юнитов и доходов в целом.
- Постройте в поселениях Гору блестяшек — каждое здание даст вам 400 золота к доходу.
- Если провинция близка к линии фронта, то создайте Шест вожака (или несколько штук). Каждое здание увеличит пополнение на четыре процента, позволяя вашей армией намного быстрее вернуться в бой.
По остальным слотам для строительства решайте самостоятельно!