Site icon Мир компьютерных игр

FIFA 21 — веселый геймплей и кризис идей

В FIFA из года в год ничего не меняется. Этими словами давно пора заряжать воду. Те, кто постоянно играют, знают, что у каждой части были свои ярко выраженные проблемы. В FIFA 14 — ничем не контрящиеся навесы, в FIFA 18 — сумасшедшие прострелы в штрафную и проникающие длинные передачи, в FIFA 19 — неберущиеся удары низом. Продолжать можно бесконечно. Однако, несмотря на все косяки, FIFA была и остается единственным футбольным симулятором, который способен выйти за пределы хардкорной аудитории и устроить праздник на пустом месте.

И если говорить о новой части, то праздник наконец-то переехал из наборов Ultimate Team на поле. До PES разработчикам EA Sports все еще далеко, но они на верном пути. Ловкий дриблинг позволяет заполнять паузы на пятаке в ожидании подключения партнера или освобождать пространство для передачи. Система забеганий, которая в последний раз использовалась в FIFA 05, как и ожидалось, добавляет тактического разнообразия. Теперь игроки могут создавать численный перевес в центре поля или на флангах, запутывать противника и вынуждать его ошибаться.

Множество других мелких изменений повлияли на игру в пас, отскоки и общий темп (скорости заметно упали). Добавьте к этому новые приемы в дриблинге, стеночки с забеганиями и получите необходимость в не самых шустрых игроках, которые хорошо владеют мячом, прекрасно видят поле и способны точно вложить мяч в ногу партнера или пробить с любой дистанции. Если раньше в таких футболистах никто не нуждался, то сейчас их можно встраивать в разные схемы и экспериментировать. Размеренный темп и комбинационная игра поощряют самые разные тактики. В Ultimate Team можно начать со Златаном Ибрагимовичем в нападении. В схеме 4-2-2-2 он исполняет роль ложной девятки, раздает пасы и забивает сам (проверено!). Высокий, мощный — отнять мяч у такого футболиста не так-то просто (плюс финты на 5 звезд и слабая нога на 4 звезды). Но в ситуации, когда нужен всего один нападающий на острие, швед уже не так хорош. Сказывается нехватка скорости. Тот же Анте Ребич заметно шустрее, пусть и уступает в других характеристиках.

Новая FIFA — однозначно самая интересная и веселая за долгие годы. Даже если команда летит 1:3, можно придумать, как размотать противника без всяких оголтелых прорывов с центра поля. Сейчас в игре работают и навесы, и прострелы, и обычные пасы. Огорчают только старые проблемы в виде системы Kick off (игра помогает после пропущенного гола убежать в атаку) и прочие архаизмы, от которых давно следовало бы избавиться (серьезно, сколько можно уже?).

Впрочем, настоящая боль новой части не игровые механики, а интерфейс. В нем легко запутаться, он не интуитивный и ужасно медленный. В режимах карьеры или VOLTA он часто тормозит (проверено и на мощном PC, и на Xbox One). Или реагирует на действия с таким откликом, что я снова возвращаюсь во времена, когда у меня не было нормального компьютера и я первый Deus Ex проходил в слайд-шоу. Я понимаю, дизайнеры хотели сократить время при переходе от разных вкладок к самой игре, но вышло у них максимально криво. В VOLTA и Ultimate Team это ощущается острее, чем где-либо: ищешь нужную вкладку в одном месте, а находишь в другом.

О самих режимах ничего не хочется говорить вовсе, поскольку заявленные изменения работают не так, как хотелось бы. Например, основной фишкой Ultimate Team стал кооперативный режим. Однако в первый день запуска ни я, ни мой друг так и не смогли подключиться и побегать вместе (и до сих пор не можем из-за особенностей PC-версий, на консолях такой проблемы нет). Да, авторы наконец-то убрали дурацкие карточки физической формы, персонала и временные усиления параметров. Но на их месте появились другие. И теперь это предметы для стадиона. Украшать арену, конечно, интересно, однако даже фанатскую растяжку ты в лучшем случае видишь раз за игру. Ну и в чем смысл? Забить наборы UT очередной ненужной мишурой, от которой только что избавились?

В режиме уличного футбола VOLTA вагон изменений — от новых приемов до укороченной кампании. Да, сюжетный режим получился непродолжительным (и это плюс с учетом появления многопользовательского режима). Он сделан в виде краткого обучения и проходится за 2-3 часа. Главный герой попадает на турнир, на которой была приглашена легенда бразильского футбола Кака, участвует в матчах 3 на 3, выносит там всех, теряет лучшего игрока в составе, узнает о чемпионате в Дубаи и в серии игр 5 на 5 пытается пробиться на закрытые соревнования. Собственно, и все — никакой сложной драматургии и сюжетных поворотов. Одно огорчает — лицевая анимация. Она хоть и не как в Mass Effect Andromeda, но порой выглядит очень странно.

Правда, у VOLTA есть схожая проблема с Ultimate Team — соединение не всегда удается установить (часто за это присуждают поражение). А когда все-таки получается, мучительно приходится разбираться, где на площадке свой, а где чужой. Цветовые пометки белым и серым не очень помогают сориентироваться (в динамике их вообще не видно). Отвлекает и отсутствие единого стиля у игроков (особенно когда некоторые футболисты и вовсе выглядят одинаковыми). Конечно, договориться с брендами одежды, чтобы позволить игроку нарядить виртуальные аватары, — интересный ход. Но выбивать топовые шмотки у Adidas за прохождение испытаний — сомнительная награда. И очень жаль, что авторы не смогли предложить чего-то больше, потому что играть в этом году заметно интереснее (хоть и не без мучений). Я понимаю, когда мяч стабильно залетает из «мертвых» зон, но когда легенда футбола Петер Шмейхель пропускает мяч между ног после заскриптованного акробатического удара в ближний угол, хочется попросту не возвращаться.

Последняя отрада — обновленный режим карьеры, в котором авторы разжевали каждый аспект быстро и просто. Конечно, это не уровень Football Manager. Режиму заметно не хватает глубины. Но он в то же время не скидывает на голову гигантские таблицы с сотнями переменных. Самое главное достоинство здесь — не система тренировок (полагаюсь на помощников ИИ и быстрый просчет), а симуляция матчей. Удивительно, как в «Карьере» на фоне тормозящего интерфейса в других режимах удается переместиться на поле в любой момент игры, взять в руки управление и решить исход эпизода. Другая особенность — эксперименты с футболистами и их позициями. Здесь интересно следить, как игроки привыкают к новым обязанностям на поле. Однако в системе развития ролей не хватает разнообразия. Но это уже мои придирки как поклонника FM. Интересно, как режим изменится в дальнейшем, так как сейчас он интригует больше, чем UT.

В том, что сейчас происходит с FIFA 21, нет ничего удивительного. EA Sports давно находится на распутье и переживает кризис идей. Даже Ultimate Team, который 10 лет назад навсегда изменил спортивные симуляторы, тоже нуждается в переосмыслении. Но это произойдет не сегодня и не с текущим движком. Нынешний заметно устарел и уже давно просится на покой. Одна надежда на новые технологии и консоли PS5 и XSX. У меня нет сомнений в том, что EA Sports способна сделать одну из лучших футбольных игр нового десятилетия. Вопрос только в том, по какому пути пойдет студия. Потому что пока она ходит по кругу.

Источник

Exit mobile version