FAR: Changing Tides входит в набор игр, которые бесплатно доступны владельцам Game Pass.
Вообще-то этот текст должен был выйти еще пару недель назад. Но потом… впрочем, вы сами знаете – как и многие в эти дни, я, мягко говоря, немного приуныл. Одним из немногих светлых воспоминаний о последних двух неделях были часы, проведенные в FAR: Changing Tides.
Итак, случился конец света (это про игру, если что), и мир в буквальном смысле ушел под воду. Главный герой – безымянный молодой человек неопределяемого пола – находит огромную ржавую бочку с прикрученным к ней складным парусом и отправляется в плавание из левой части экрана в правую. Людей нет. Врагов тоже нет. Из редких попутчиков – безразличные чайки, флегматичные киты и резвые стайки рыб.
Окружающие пейзажи вызывают смутные воспоминания о Shadow of the Colossus: огромные пространства, бездонное небо, звенящая тишина (впрочем, это ненадолго), подчеркнуто маленький герой. Затопленные леса, сиротливо жмущиеся друг к другу скорлупки безжизненных домов. И странные, полуразвалившиеся механизмы. И брошенные вещи, канистры с топливом и прочий хлам.
Психологи говорят, что в кризисные времена важно поддерживать активность и вообще – повседневную рутину. Об этом – весь геймплей Changing Tides. Щербатая посудина, как и положено кораблю, требует постоянного внимания: поначалу нужно только ловить ветер в паруса, но в дальнейшем появится и двигатель, ворочающий веслами. Придется обеспечивать его топливом (тут-то и пригодится собранный по дороге мусор), и раздувать меха, и остужать в случае перегрева. Время от времени на пути будут попадаться препятствия, которые ваша посудина не сможет обогнуть, – тогда придется куда-нибудь плыть или лезть, чтобы решить несложную головоломку. Глядишь, так и доплывете.
У авторов получилось сделать Changing Tides очень тактильной игрой: управляя героем с геймпада, физически ощущаешь, как туго поддаются проржавевшие рычаги, с какой тяжестью поворачивается огромный парус. Наградой за усилия будет ощущение полета, когда махина наконец выйдет на крейсерскую скорость – в этот момент включается легкая морская музыка, которая в сочетании с анимацией ветра и огромными пространствами на заднем плане создает ощущение почти полета. В противовес этому музыка смолкает, когда корабль замирает от очередной поломки или столкновения с препятствием.
Предыдущая игра Okomotive Games была примерно о том же (только вместо всемирного потопа там были высохшие океаны), но, во-первых, Far больше во всех аспектах, а, во-вторых, менее мрачная, что ли. Бороздить руины цивилизации под плеск волн и вторящие им звуки аккордеона и струнных – субъективно гораздо приятнее, чем колесить по мертвому песку. Наверное, справедливо будет сказать, что главная эмоция тут – такая светлая грусть.
Смысл и причины происходящего разработчики вновь предлагают игрокам домыслить самостоятельно, но и это не обязательно. Можно просто любоваться пейзажами или спокойно следить за уровнем ветра и температурой двигателя. Или так же неспешно обыскивать руины и щелкать кнопками огромных загадочных механизмов, карабкаться на проржавевшие стальные дамбы и открывать гигантские шлюзы. Эта величавая медлительность, эта трогательная история о симбиозе крохотного человека и большого корабля гарантированно отвлекают от мрачных мыслей, даже несмотря на довольно мрачную тематику. Именно такая игра, которая нужна всем нам сейчас.