Disciples: Liberation не является прямым продолжением ставшего легендарным в странах СНГ сериала. Это скорее ответвление, которое выглядит как что-то очень знакомое, но на деле оказывается значительно менее богатым на содержание подражателем. Несмотря на это, Liberation — очень увлекательная игра, в которой легко и не без удовольствия можно провести несколько десятков часов. Главное условие: не сравнивать с тем, что было раньше, и не расстраиваться из-за радикального упрощения всего, что попалось под руку.
Возвращение в мир Невендаара происходит стремительно: Авианна, главная героиня истории (выбирать персонажа или настраивать его внешность нельзя), вместе с напарником волей случая переносится в древний город, откуда начинает объединение разрозненных фэнтезийных фракций под своим знаменем. Повествование в Liberation не останавливается на объяснении сложного мироустройства и не нагружает игрока разъяснением различных механик — напротив, держит темп, постоянно гонит вперед и не любит делать лирические отступления.
Суета и хаос первых нескольких часов не дают времени задавать вопросы. Вот древний город, в котором можно нанимать солдат разных фракций, возводить новые здания и разговаривать с сопартийцами. Выбор доступных для найма солдат поначалу невелик и состоит из одного варианта на каждую фэнтезийную фракцию, но уже спустя пару часов их станет больше. После нескольких веселых диалогов дадут выбрать следующую локацию для изучения: леса людей и эльфов или пылающие адским пламенем катакомбы демонов, например. По ним игрок может свободно перемещаться, собирать ресурсы (дерево, золотое и прочие), сражаться с дикими зверями или разбойниками, выполнять второстепенные квесты и пытаться найти способ продвинуться дальше по сюжету или завербовать нового напарника. В город можно возвращаться в любой момент, но делать это особо незачем. Перемещение по самим локациям схематичное и сильно напоминает любимые игры на PC двадцатилетней давности: поговорил с NPC, получил очередной квест на убийство кого бы то ни было, принял участие в нескольких стычках, восстановил здоровье или ману у специальных порталов, принял пару судьбоносных (для NPC, не для героя) решений. Карты попадаются как компактные, так и довольно большие, причем на них могут быть отдельные подземелья с второстепенными квестами. Надо отдать должное — декорации, в отличие от моделей персонажей, впечатляют обилием визуальных деталей и выглядят очень достойно.
Все претензии на «стратегическую составляющую» в Liberation смехотворны. Игрок может захватывать здания и вкладывать ресурсы в прокачку юнитов и развитие города, но интересно это только на словах — на деле игра напичкана разными идеями, упрощенными до уровня двух кликов. Поэтому по факту локации нужны для того, чтобы прокачивать героев и пачку юнитов, чтобы суметь в конце закрыть важное сюжетное задание, вернуться обратно в город, определиться с новой целью и повторить процесс еще много раз.
Бои поначалу кажутся сложными из-за разницы в уровнях между игроком и противником, но пара лишних стычек изменит соотношение сил в противоположную сторону. Пошаговые сражения происходят на отдельном экране, где сетка из множества гексов случайным образом выдает призовые поля с различными улучшениями. Слева размещается войско игрока, где есть активные участники битвы — те, которым предстоит защищать главных героев, а также пассивные — которые стоят на пригорке и раз в ход либо пакостят врагам, либо даруют какое-либо улучшение соратникам. Для подавляющего большинства юнитов набор доступных ударов очень сильно ограничен: один — просто атака, второй — либо токсичная рвота, либо взмах кинжалом, в общем, что-то бьющее по нескольким врагам. Авианна может разучивать различные заклинания, что делает ее наиболее универсальным бойцом. Помимо этого, у нее есть экипировка — мечи, посохи, ботинки и доспехи, реальную пользу от которых вычислить довольно непросто. Учитывая как быстро игра дает прокачаться, в определенный момент начинаешь сомневаться в честности этой надстройки в виде ролевой системы: кажется, что от замены предметов на новые ничего особенно не меняется.
Заявленные восемьдесят часов прохождения состоят не только из битв, но также из витиеватых диалогов со множеством вариантов ответа. Каждый отмечен значком, подсказывающим тональность, — одна реплика вселит надежду в собеседника, другая заставит занять позицию злого тирана. Диалоги не претендуют на что-то глубокое, интриг в духе «Игры престолов» ожидать не стоит, но в то же время они умеют развлечь — шутками, случайными обсуждениями, отсылками. Сюжет в целом, тем не менее, оставляет равнодушным: привязываешься скорее к персонажам, из-за чего в какой-то момент нить повествования теряется окончательно.
Disciples: Liberation со временем раскрывается как очень простая игра, чье прохождение искусственно затянуто. В боевой системе не появляется глубины, последствия принятых решений мало на что на самом деле влияют, а развитие города и бойцов настолько примитивное, что вряд ли встретит конкуренцию даже в современных мобильных играх. В этом же кроется причина, почему игра на определенное время приковывает все внимание к себе. Здесь игрок постоянно занят, пускай и выполнением однообразных действий, и все вокруг главного героя постоянно находится в движении — декорации сменяются, список юнитов расширяется, происходит рост характеристик, инвентарь забивается ненужным барахлом, появляются новые напарники и вносят какое-никакое, но разнообразие. Понятно, почему ценители старых Disciples негодуют — они привыкли видеть больше свободы, сложности, больше решений из стратегических игр. Новички же, скорее всего, с интересом проведут в игре десяток часов, но вряд ли дойдут до конца. Для этого Disciples: Liberation нужно обладать хоть какой-то глубиной и умением развлекать на долгой дистанции.