Если вы давно увлекаетесь раллийными симуляторами, то о DiRT Rally 2.0 вам нужно знать всего одну вещь: о неудачном DiRT 4, как и о экспериментах с генератором спецучастков, теперь можно забыть. Ралли — это снова круто, прямо как во времена Colin McRae Rally 2.0.
Если эти названия вам ни о чем не говорят, вот краткая вводная. Главная дисциплина в Dirt Rally 2.0 — классическое ралли, в котором ваш главный и единственный соперник — сама дорога. Длинная, опасная, с множеством канав и деревьев. Любая оплошность может закончиться пробитым радиатором, оторванным колесом и сходом с дистанции. Ведь мчаться между деревьев иногда приходится на скорости под 200 километров в час, доверяя только командам штурмана. И если он говорит, что перед прыжком на абсолютно слепом трамплине нужно взять чуть левее, значит, так и надо сделать. Иначе при приземлении обнаружите себя верхом на заборе, и гонка на этом закончится.
В этой игре нет никакой школы вождения, обучающего режима или упрощенной физики. Dirt Rally 2.0 будет унижать вас с первых метров дистанции и не попытается развлечь ничем, кроме самого вождения. Здесь нет фейерверков после финиша, модной музыки или какой-нибудь джимханы с Кеном Блоком, как в первых частях DiRT. С этими выпусками у новинки вообще нет ничего общего, кроме названия.
Главное, что тут есть — десятки сложнейших раллийных спецучастков в шести странах и 50 автомобилей из разных эпох. К сожалению, этапы имеют мало общего с текущими трассами чемпионата мира по ралли, а среди автомобилей нет ни одного современного болида класса WRC. Все — из-за отсутствия лицензии мирового раллийного чемпионата.
Но даже того, что есть, вполне достаточно, чтобы сполна почувствовать дух настоящего ралли. Ведь раллийные спецучастки, как и в первом DiRT Rally, — настоящее произведение искусства. Здесь есть потрясающе красивое ралли Новой Зеландии — с извилистыми грунтовыми дорогами на океанском побережье. Есть лесные прямики Польши, где машина то и дело упирается в отсечку, а окружающие пейзажи напоминают игру «Ведьмак». Но мое самое любимое — ралли Аргентины с самыми узкими, извилистыми и опасными спецучастками, которые я только видел в видеоиграх. С первого взгляда вы вообще не понимаете, как машина протиснется между этими скалами, но оказывается, что все возможно. Пускай и не всегда с первого раза.
И хотя отсутствие машин класса WRC — большой недостаток, за них вполне успешно отдувается более демократичный и многочисленный класс R5. В нем есть, например, совсем свежие Citroen C3 R5, Volkswagen Polo R5 и Skoda Fabia R5 (кстати, первое появление в сериале «Шкоды» после Colin McRae Rally 1998 года). Они быстры, имеют полный привод и 280 «лошадей» под капотом, а самое главное — отлично звучат и управляются.
Обновленная физика — вообще главный повод играть в Dirt Rally 2.0. Даже если вы играли в первый DiRT Rally, тут предстоит обучаться всему практически заново. Машины теперь ощущаются совсем по-другому — они гораздо тяжелее, а правильное распределение веса по осям стало действительно учитываться при езде. Не хотите пролететь мимо поворота — сперва как следует нагрузите переднюю ось на торможении, и только потом поворачивайте колеса.
И это здорово — водить при помощи геймпада стало намного удобнее. Так что если у вас нет руля — это не приговор для Dirt Rally 2.0. Помните: излишняя сложность в гоночных играх не всегда означает реализм. Иногда это всего лишь излишняя сложность.
Но даже если отвлечься от управления, в Dirt Rally 2.0 есть кое-что по-настоящему новое. Это, в первую очередь, износ дорожного покрытия. Когда вы проходите ралли в режиме карьеры или чемпионата, можно заметить, как с каждым новым стартом спецучасток под колесами становится все более раскатанным, а глубокая колея буквально рвет руль из рук.
Еще одно изменение — возможность выбирать тип и состав резины перед стартом. Правда, сейчас в игре почти нет спецучастков со смешанным покрытием (вроде сочетания снега и асфальта), где бы этот выбор действительно что-то значил. Но уже в марте, когда в игре появится ралли Монте-Карло, играть со сменой покрышек станет очень весело.
Будущие дополнения — вообще самое лучшее, что может случиться с Dirt Rally 2.0, если команда Codemasters не забросит их выпуск после первых двух анонсированных «сезонов» контента. Ведь главная проблема новинки сейчас — то, что в ней слишком мало всего. Шесть стран для ралли — это на две меньше, чем было в легендарном Colin McRae Rally 2.0, к которому отсылает название игры. Другое дело, что качество проработки каждого куста стало не в пример выше, а значит и трудозатраты на его воссоздание с 2000 года возросли в десятки раз.
Когда вы вызубрите наизусть каждый раллийный доп, на помощь придет второй режим игры — ралли-кросс. Это короткие и бешеные кольцевые заезды на 600-сильных «табуретках», которые разгоняются до сотни быстрее болидов «Формулы-1». Правда, кроме топ-класса Supercars, тут есть и более медленные, послушные машины — например кросс-карты с открытыми колесами. А еще — целых восемь трасс из календаря чемпионата мира по ралли-кроссу, с которым у Codemasters, к счастью, нет никаких лицензионных проблем.
Рано или поздно этого тоже станет мало, но тут выход один — ждать будущих дополнений. Первыми выйдут ремастеры раллийных спецучастков из первого Dirt Rally, а следом — новый контент для ралли-кросса. Надеюсь, это решит главную проблему игры — недостаток содержания. Codemasters умели выпускать блестящие игры и раньше, но сегодня этого уже мало: все популярные гонки превратились в постоянно обновляемые платформы, поддержка которых не прекращается годами. И то, как авторы справятся с развитием DiRT Rally 2.0, станет для них не менее важным испытанием, чем выпуск самой игры.