Hi-Res Audio характеризуется как звук высокого разрешения, но само понятие довольно обширное и нечеткое. Какого-либо единого формата у HRA, как у видео высокой четкости (HD), не существует. Тем не менее, к Hi-Res Audio относятся только аудиозаписи и аудиооборудование, соответствующее определенным требованиям.
Какой звук относится к стандарту Hi-Res Audio
Официальное определение стандарту HRA совместно дали несколько организаций и известных лейблов – Consumer Electronics Association, The Recording Academy и некоторые другие. Согласно ему стандартом Hi-Res Audio считается звук с полным спектром частот, который оцифрован качественней, чем CD.
Если говорить проще, HRA – это любая аудиозапись, параметры которой выше, чем у формата CD. Напомним, что СD-стандарт имеет разрядность 16 бит и частоту сэмплирования (дискретизации) 44,1 кГц, то есть аудиозапись, записанная с частотой дискретизации 24/96 кГц, уже относится к HRA.
Частота семплирования, разрядность и влияние этих параметров на звук
Если максимально упростить понятие «частота дискретизации», то данный параметр является уровнем точности, с которой аналоговый звук преобразован в цифровой. Чем выше эта частота, тем шире спектр дискретного сигнала.
К примеру, при частоте сэмплирования 44,1 кГц запись содержит 44100 сэмплов, которые проигрываются в течение секунды. Сэмплы можно представить как контрольные точки, в которых цифровой сигнал точно соответствует аналоговому.
Соответственно, когда этих точек мало, часть звуковой информации просто теряется.
Но качество звука определяется не только частотой дискретизации, но и разрядностью. Разрядность стандарта HRA составляет не менее 24 бит. Если говорить в двух словах, то разрядность – это глубина динамического диапазона. Максимальной точкой амплитуды всегда является 0 Дб (самый сильный сигнал в цифровой обработке), а вот наименьшая точка зависит от разрядности. Для шестнадцатибитного аудио диапазон составляет от 0 Дб до -96 Дб.
Теоретически в аудио 16 бит можно передать звуковой сигнал и с мощностью -120 Дб, однако в таком случае сильно возрастет так называемый шум дискретизации, то есть несоответствие цифрового сигнала аналоговому. На практике это слышно как хрипы и трески на записи. Соответственно, сигнал, записанный с разрядностью 24 бит имеет больший диапазон, потому что соотношение сигнал/шум у него лучше, так как сигнала значительно больше чем шумов.
Как все эти цифры отражаются на качестве записи? Для примера приведем несколько вариантов звука и их параметры:
- звук телефонной связи – 8 бит, 8 кГц;
- запись в формате MP3 – 16 бит, 16-24 кГц;
- СD – 16 бит, 44 кГц.
Теперь вернемся к Hi-Res Audio. Действительно ли записи этого стандарта звучат лучше, чем СD? Во-первых, восприятие звука – это весьма индивидуальный момент, который зависит от особенностей слухового аппарата. Многие люди слушают музыку в формате MP3 и не испытывают никакого дискомфорта и даже не слышат разницы с CD-качеством. Во-вторых, чтобы эту разницу услышать, необходимо иметь хорошую аудиосистему, которая способна воспроизвести звук без искажения.
При наличии качественной аудиосистемы, а также устройства, способного воспроизвести Hi-Res Audio, и хорошего слуха разницу уловить можно, но именно уловить, а не четко услышать. Звук кажется более естественным, поэтому при прослушивании музыки складывается впечатление, что проигрывается не запись, а будто бы вы слушаете живое выступление музыкантов.
Недостатки Hi-Res Audio
Как мы выяснили записи Hi-Res Audio содержат больше звуковой информации. Это влечет за собой некоторые недостатки:
- далеко не все аудиоустройства обладают достаточной «пропускной способностью», чтобы воспроизводить больший объем звуковой информации;
- файлы HRA имеют гораздо больший объем, чем записанные с меньшей частотой дискретизации;
- воспроизведение и тем более запись HRA значительно увеличивает вычислительную нагрузку на процессор.
Учитывая, что разница в звуке, как мы уже сказали, едва уловима, стандарт Hi-Res Audio пока не получил такой популярности как CD и считается исключительно «аудиофильским».