Отвечаем на самые популярные вопросы по градостроительному симулятору от польского разработчика-одиночки, который в настоящее время находится в раннем доступе.
Как улучшить дом до 2-го уровня
Хозяйство или дом — постройка, которая обеспечивает ваше население жильем. Все население в игре разделено на семьи. Семьями люди работают (рубят лес, охотятся и так далее), семьями живут в одном доме, семьями строят что-либо на территории своего региона. В начале игры вы получите 5 стартовых семей, и если посмотрите на название поселения вверху экрана, заметите несколько предупреждающих значков. Один из них указывает на бездомность. Чтобы ее устранить, придется построить 5 хозяйств первого уровня.
Сделав это, уже через некоторое время вы начнете задумываться над улучшением каждого дома, что повысит уровень одобрения среди населения, а также позволит создать на заднем дворе дополнительные пристройки, позволяющие печь хлеб, делать одежду, обувь, доспехи, оружие и даже эль для корчмы.
Чтобы заказать улучшение дома до второго уровня, нужно удовлетворить следующим потребностям:
- На рынке должно быть представлено не менее двух разновидностей еды. В начале игру у вас есть хлеб, также вы можете добывать ягоды с кустов посреди леса, построив хижину собирателей, и мясо в месте обитания диких зверей, соорудив охотничий лагерь. И туда, и туда требуется хотя бы по одной семье. Чтобы работа шла быстрее, обязательно постройте дороги от охотничьего лагеря и хижины собирателей до основного поселения. При чем сделать это лучше еще на этапе их строительства, чтобы ускорить и данный процесс. А чтобы на рынке появился киоск с едой, вам нужно построить амбар и закрепить за ним одну семью.
- Также на рынке должен быть ларек с топливом. В качестве топлива используются дрова, которые могут добывать семьи, закрепленные за домом дровосеков. Чтобы появился сам киоск, важно построить склад и закрепить за ним одну семью.
- Наконец, на том же рынке должен быть киоск с одеждой, который появится там в том случае, если вы построите сыромятню и закрепите за ней семью. На сыромятне люди производят из шкур животных кожу, которая и продается на рынке. Шкуры вы будете получать от охотников из охотничьего лагеря. Дополнительный и пассивный приход можно обеспечить, создав сарай для коз на заднем дворе любого хозяйства. Шкуры можно покупать. Также есть улучшения в меню развития, позволяющие охотникам устанавливать капканы, получать больше мяса и шкур.
- Следующее условие — наличие воды и религии. Для этого нужно построить один колодец и деревянную церковь. Как только выполните все условия, при осмотре любого дома первого уровня будет активным значок его улучшения до второго. Конечно, если вам хватает стандартных ресурсов.
Как улучшить дом до 3-го уровня
Выше я рассказал, как улучшить до второго уровня, а теперь давайте займемся улучшением хозяйства второго уровня до третьего. Для этого, как и в предыдущем случае, нужно удовлетворить некоторым условиям:
- Доступ к воде остается на прежнем уровне, и желательно построить второй колодец (хотя можно обойтись одним).
- Есть новое условие по религии, которая должна быть на порядок выше. Для этого щелкните по деревянной церкви и закажите ее улучшение до каменной. Если память не изменяет, понадобится черепица, которая изготавливается в печи для обжига (отдельная постройка) из глины. Чтобы добывать глину, поставьте связанное с ней здание прямо на источник ресурса.
- Как и в случае с водой, по требованию к топливу все остается так же — вам нужен ларек на рынке хотя бы с одним источником топлива. И это неудивительно, поскольку в настоящий момент производить уголь вы не можете.
- Что касается еды, то понадобятся три разных вида продуктов. Я рекомендую открыть торговый путь и закупать пшеницу, затем построить ветряную мельницу, чтобы превращать зерно в муку. Пшеницу в зерно люди из житницы будут перерабатывать автоматически. После этого вы можете построить пекарню на заднем дворе хозяйства второго уровня или создать отдельное здание по выпеканию хлеба. Через время хлеб появится на рынке. Другой вариант — разблокировать в древе развития пчеловодство и построить пасеку, чтобы появился мед.
- Аналогичная ситуация с предложением по одежде. Помимо кожи на рынке должна появиться льняная ткань или пряжа. Все это делается в соответствующей мастерской, которая строится как отдельное задание через меню строительства. Льняная ткань делается изо льна, а пряжа — из шерсти. Шерсть добывается с овец в другом здании. Обратите внимание на соответствующие здания. Портняжная мастерская, которую можно построить на заднем дворе хозяйства, будет производить одежду. Она не продается на рынке, а вместо этого используется вашими жителями, снижая вероятность их заболевания.
- Наконец, нужно построить корчму. Точнее не так: нужно обеспечить людей элем. Эль продается в корчме, но, чтобы он там появился, его нужно произвести. Единственный способ произвести эль — построить на заднем дворе хозяйства второго уровня пивоварню. Далее убедитесь, что в этом хозяйстве проживает семья. Затем посейте ячмень на ферме или купите его в фактории. Постройте солодильню, на которой закрепленная за зданием семья будет производить из ячменя солод. Солод переместят на пивоварню, и закрепленная за ней семья начнет производить эль. Вскоре заработает и сама корчма!
Как увеличить число рабочих
Для увеличения количества рабочих, нужно обеспечить прирост населения. Чтобы появились новые семьи, вы должны повысить уровень одобрения до 50% или выше. Чем выше уровень одобрения, тем быстрее будут появляться новые семьи или члены в уже существующих семьях. Кроме того, вы должны обеспечить все семьи жильем, после чего построить новые хозяйства или улучшить уже имеющиеся, если есть соответствующая опция (вы задаете ее при строительстве хозяйства первого уровня). Затем остается просто ждать. Если есть свободное жилье, а уровень одобрения 50% или выше, то новая семья будет прибывать как минимум раз в месяц, а то и чаще.
Как увеличить дружину
Дружина или свита — это отряд из пяти элитных воинов, которых вы получите после строительства собственной усадьбы. Как только это случится, щелкните по значку армии внизу экрана и увидите дружину из 5 человек. Нажмите на нее и выберите значок «кисточки». Вы перейдете в настройки, где сможете нанять дополнительных солдат в дружину за 50 единиц Казны каждого. У вас есть пятеро, еще семерых вы сможете нанять. Здесь же можно потратить казну на улучшение доспехов. Наконец, в каждом регионе можно построить одну усадьбу, а на ее территории — одну сторожевую башня. Эта башня увеличивает количество допустимых дружинников еще на 12 единиц. То есть в общей сложности ваша дружина может состоять из 24 человек. Поскольку у вас есть лишь пятеро из них, за 19 дополнительных придется заплатить 50 единиц Казны. В общей сложности 950. Не говоря о том, что за заказ доспехов для каждого дружинника вы должны заплатить 34 или 17 единиц Казны в зависимости от того, заказываете их через сторонних торговцев или ремесленника из своего поселения (на заднем дворе должна быть пристройка с мастером по производству доспехов).
Как увеличить/повысить достаток региона
Достаток региона — уникальная денежная единица, которая присуждается конкретному региону, находящемуся под вашим управлением. То есть если со временем вы захватите соседний регион, то его Достаток никак не будет связан с Достатком первого региона. Достаток региона используется для строительства пристроек на заднем дворе хозяйств, покупки волов и лошадей, некоторых улучшений и торговли через факторию.
Основной способ получения достатка региона — фактория. Как только построите это здание рядом с королевским трактом, в него будут приезжать разные торговцы. Загляните в раздел «Торговля» и найдите те ресурсы, которые находятся в избытке. Слева есть фраза «Не торговать». Щелкните по ней и выберите «Вывозить». Укажите минимальное количество ресурсов, которые вы хотите оставить у себя. Для большинства товаров, прежде чем их покупать или продавать, придется открывать торговые пути. Чтобы сэкономить, первое очко развития настоятельно рекомендую вкладывать в «Торговую логистику». Тогда стоимость любого торгового пути не будет превышать 25 единиц Достатка региона.
Как улучшить хозяйство
Щелкните по хозяйству и проверьте требования, которым нужно удовлетворить для повышения до второго или третьего уровня. Для перехода на второй уровень нужно построить колодец и деревянную церковь, рынок, амбар и склад. Закрепите за амбаром и складом по одной семье, чтобы обеспечить людей ларьком с едой и топливом на рынке. Также начните добывать ягоды и мясо, построив хижину собирателей и охотничий лагерь. Наконец, создайте сыромятню, чтобы производить кожу. Семья из сыромятни также откроет ларек с одеждой на рынке.
Для перехода на третий уровень нужно производить третий источник пищи. Например, хлеб. Также придется обеспечить людей двумя разными типами одежды (начните производить пряжу или льняную ткань, либо просто закупайте их). Наконец постройте корчму и пивоварню в качестве пристройки на хозяйстве второго уровня. Закупайте или выращивайте ячмень, превращайте его в солод на солодильне, чтобы из него варили эль на пивоварне, который отправится в корчму. Наконец, улучшите деревянную церковь до каменной.
Как улучшить до маленькой деревни
Достаточно построить 5 хозяйств первого уровня, обеспечив все стартовые семьи жильем. Но не начинайте кампанию с этого. Сначала сделайте охотничий лагерь или хижину собирателей и лагерь лесорубов. Сделайте 2-3 дома, затем постройте склад и амбар. Продолжите строить дома. Желательно, чтобы у вас была возможность их расширения для дополнительной семьи.
Как купить вола
Щелкните по привязной стойке. Придется заплатить 20 единиц Достатка региона.
Как купить овец
Для этого нужно построить пункт торговца скотом. Находится он в меню строительства, на вкладке «Торговля». Сделав это, закрепите за ним одну семью, перейдите на вкладку «Торговля» внутри пункта торговца скотом и откройте торговые пути для овец. Щелкните по фразе «Не торговать» и выберите «Ввозить». Укажите количество овец, которые хотели бы иметь на постоянной основе. Учтите, что пастбища для овец вы получаете через пункт торговца скотом, и их всего четыре на каждом. То есть заказывать более четырех овец бессмысленно. Кроме того, пастбище можно строить отдельно.
Как крутить/вращать здания
Делать это можно только перед постройкой какого-либо сооружения, если речь не идет, к примеру, о хозяйстве, для создания которой нужно выделить четыре точки, тем самым создав область под застройку. Итак, если, к примеру, пытаетесь построить лагерь лесорубов или корчму, выберите это здание в меню строительства и зажмите ЛКМ. Начните вращать мышью.
Как включить вид от третьего лица
Нажмите на значок «глаза» в правом верхнем углу экрана во время любой игры, рядом с аватаркой вашего правителя.
Как назначить работников/рабочих
Чтобы рабочие занимались постройкой, достаточно убедиться, что у вас есть свободная семья. Сделать это можно, взглянув на верхнюю панель, в левом верхнем углу экрана. Там есть значок, указывающий на семьи, закрепленные за какими-либо зданиями, и свободные семьи. Убедитесь, что у вас всегда есть хотя бы одна свободная семья, поскольку строить или улучшать вы будете практически всегда. Но если чувствуете, что в ближайшие минуты ничего строить не придется, можете направить эту семью как дополнительную поддержку на любое производство.
Чтобы закрепить семью за производством, после того как построите здание, щелкните по нему и увидите пустые ячейки, указывающие на максимальное количество допустимых семей. Поначалу у вас будет минимум семей, так что закреплять за зданием более одной не считаю резонным. Две семьи стоит закреплять в тех случаях, когда вы начинаете ощущать нехватку ресурсов. Например, дров. Тогда закрепите в доме дровосеков две или даже три семьи.
Как заселить людей/семью в дом
Достаточно просто построить хозяйство первого уровня, после чего семья автоматически заселится в него. Следите за левым верхним углом экрана. Там показано количество свободных и занятых семей. Так вот их общее число должно быть хотя бы на 1 единицу меньше, чем количество домов чуть правее. Это указывает на то, что все семьи уже заселены, а в поселении есть свободный домик, благодаря которому к вам вскоре должна присоединиться новая семья.
Как заставить строить
Если вы видите, что рабочие ничего не строят, причин может быть несколько. Например, к месту постройки здания не ведут дороги, и в таком случае рабочие просто еще не успели перенести туда нужные ресурсы. Лучше всего построить дороги, чтобы эти ресурсы транспортировал вол. Так будет намного быстрее. Второй момент — возможно, вы заказали постройку нескольких зданий, и рабочие пока что занимаются строительством другого. Вы можете в любой момент приказать им строить конкретное здание, бросив буквально все силы. Для этого щелкните по любому строящемуся зданию, чтобы увидеть приоритет застройки. По умолчанию он будет «средним». Вы можете поднять его до «Высшего», и тогда все силы будут направлен на скорейшее завершение строительства этого объекта.
Как повысить уровень деревни
Для повышения уровня вашего поселения нужно удовлетворить нескольким условиям, но все они связаны с количеством домов и их уровнем. Так, для перехода к малой деревни у вас должно быть 5 хозяйств первого уровня. Всякий раз вы можете навести курсор мыши на название деревни вверху экрана, чтобы увидеть текущие требования. И не забывайте, что хозяйство второго уровня, одновременно считается домом первого. А хозяйство третьего — и второго, и первого.
Как повысить одобрение
Одобрение показывает то, насколько жители вашей деревни удовлетворены вашим правлением. Его можно увидеть на верхней левой панели, рядом со значком руки с поднятым вверх пальцем. В целом, одобрение, которое равно или выше 50% — хороший показатель, но все-таки нужно стремиться к лучшему. Одобрение будет расти или падать в зависимости от того, испытывают ли люди какие-либо потребности. Просто обеспечьте всех жильем, добывайте ягоды, охотьтесь на зверей, создайте рынок и ларьки на рынке (постройте склад, амбар и сыромятню). Обеспечьте людей водой, постройте деревянную церковь. Позже постройте корчму и пивоварню на заднем дворе хозяйства второго уровня, начните производить солод на солодильне, закупая или выращивая ячмень. Когда корчма заработает, люди будут еще счастливее. Долгое время отсутствие всего этого, конечно, приведет к другому исходу. И да, не забывайте следить за топливом и едой, их запасом на ближайшие месяцы. Можете также производить одежду, чтобы люди реже болели. Реже они будут болеть и в том случае, если вы обеспечите их большим разнообразием еды. Наконец, когда построите усадьбу, если поставите земельный налог выше 3%, то постепенно будете терять одобрение. При высоких запасах одобрения так и нужно делать, чтобы быстрее накопить казну, но как только уровень приблизится к отметке 50%, следует вернуть земельный налог на значение 3% (не вижу смысла его убирать, либо ставить 1-2%, поскольку штрафов никаких нет).
Как построить усадьбу
Усадьбу можно построить буквально сразу, чуть улучшив свое поселение. Для этого вам понадобятся камни, доски и древесина. Древесину вы будете добывать в лагере лесорубов, доски производятся на пилораме, а камни у вас будут по умолчанию. Этого запаса должно хватить, но, если испытываете нехватку в камнях, придется построить лагерь камнетесов. Да вам в принципе его придется соорудить, поскольку в дальнейшем нужно будет улучшить деревянную церковь до каменной.
Как продавать товары
В меню строительства на вкладке «торговля» найдите и постройте факторию. Она должна быть соединена с дорогой, и лучше всего строить ее на основном тракте, который есть в начале игры. Закрепите одну семью, перейдите в меню «Торговля» внутри фактории и изучите различные вкладки с ресурсами, предметами и материалами. Некоторые торговые пути будут открыты, и вы сможете сразу же приступить к вывозу материалов. Для этого щелкните по слову «Не торговать» слева от конкретного товара, который хотели бы продать. Затем укажите то количество товара, которое должно оставаться у вас на складах.
Как производить топливо
Первое топливо — дрова. Вы можете добывать их в лесу, построив рядом с ним дом дровосеков. Убедитесь, что лагерь лесорубов находится у опушки другого леса. Также следите за тем, чтобы вырубка деревьев любых этих сооружений не происходила с местом обитания диких животных или там, где растут ягоды. Также я рекомендовал бы не игнорировать хижину лесника, чтобы тот высаживал новые деревья.
Второе топливо — древесный уголь. Для его производства нужно построить углевыжигательную печь. Чтобы это сделать, в меню развития нужно вложить очко развития в «Выжигание угля». В целом дров должно быть достаточно.
Как производить одежду
Чтобы изготавливать одежду, нужно прокачать любое хозяйство до второго уровня и на заднем дворе в качестве пристройки создать портняжную мастерскую. Вы сможете выбирать, что именно производить в этой мастерской — одежду, плащи или стеганку (самые простые доспехи для ополчения).
Как учредить/открыть торговый путь
Сначала нужно разблокировать факторию или пункт торговцам скотом. Затем откройте то или другое здание и обратите внимание на список предложенных товаров или скота. Справа есть стоимость разблокировки торгового маршрута. Кроме того, я рекомендую купить навык «Торговая логистика», и тогда стоимость организации новых торговый путей не будет превышать 25 Достатка региона.
Как увеличить население
Для увеличения количества населения, нужно заманить в поселение новые семьи. Чтобы появились новые семьи, вы должны повысить уровень одобрения до 50% или выше. Чем выше уровень одобрения, тем быстрее будут появляться новые семьи или члены в уже существующих семьях. Кроме того, вы должны обеспечить все семьи жильем, после чего построить новые хозяйства или улучшить уже имеющиеся, если есть соответствующая опция (вы задаете ее при строительстве хозяйства первого уровня). Затем остается просто ждать. Если есть свободное жилье, а уровень одобрения 50% или выше, то новая семья будет прибывать как минимум раз в месяц, а то и чаще.
Как разводить овец
Для начала их нужно купить. Чтобы это сделать, постройте пункт торговца скотом. Находится он в меню строительства, на вкладке «Торговля». Сделав это, закрепите за ним одну семью, перейдите на вкладку «Торговля» внутри пункта торговца скотом и откройте торговые пути для овец. Щелкните по фразе «Не торговать» и выберите «Ввозить». Укажите количество овец, которые хотели бы иметь на постоянной основе. Учтите, что пастбища для овец вы получаете через пункт торговца скотом, и их всего четыре на каждом. То есть заказывать более четырех овец бессмысленно. Кроме того, пастбище можно строить отдельно.
На каждом пункте есть 4 пастбища, но вы можете строить отдельные пастбища через меню строительства. Размещайте в них овец. Чтобы они размножались, придется разблокировать ветку древа развития «Овцеводство». Если пастбищ будет не хватать, овцы рано или поздно убегут. Также чтобы остригать овец, что можно делать в любое время, кроме зимы, вы должны построить соответствующее здание. Из шерсти овец в ткацкой мастерской можно будет делать пряжу.
Как рубить деревья
Просто постройте рядом с ними лагерь лесорубов или дом дровосеков. В целом нет ничего трудного. Чтобы древесины быстрее добиралась до поселения, желательно сразу же соединить все это дорогами.
Как добыть дрова
Дрова добываются семьей, закрепленной за домом дровосеков где-то вблизи леса. Просто убедитесь, что вы соединили это сооружение дорогой с основным поселением. Чем больше семей закрепите, тем скорее они будут вырубать лес. И не забывайте использовать хижину лесника, чтобы заново засеивать леса.
Как добывать камень
Прокрутите колесико мыши вниз, чтобы обнаружить залежи камней. Постройте рядом с ними лагерь камнетесов. Остается соединить все это дорогой, дождаться завершения строительства и закрепить как минимум одну семью.
Как делать эль
Эль нужен для функционирования корчмы. Корчму желательно построить как можно ближе к хозяйству с двумя семьями и пристройкой, куда вы в будущем установите пивоварню. Пивоварня будет производить из солода эль, который необходим для работы корчмы. В то же время солод будет производиться из ячменя на солодильне. Ячмень можно выращивать или покупать. Последний вариант в настоящий момент — наиболее предпочтителен.
Как купить скот
Для этого нужно построить пункт торговца скотом. Находится он в меню строительства, на вкладке «Торговля». Сделав это, закрепите за ним одну семью, перейдите на вкладку «Торговля» внутри пункта торговца скотом и откройте торговые пути для нужных животных. На привязной стойке вы могли заказывать вола и лошадей, но здесь появляются мулы (необходимы для торговли между вашими регионами, когда у вас будет более одного), овцы и ягнята. Щелкните по фразе «Не торговать» и выберите «Ввозить». Укажите количество овец, которые хотели бы иметь на постоянной основе. Учтите, что пастбища для овец вы получаете через пункт торговца скотом, и их всего четыре на каждом. То есть заказывать более четырех овец бессмысленно. Также вы можете строить отдельное пастбище.
Как делать оружие
Для производства оружия и доспехов вам нужно прокачать хозяйства до второго уровня и построить на их заднем дворе соответствующие пристройки. Прочитайте внимательно их описание. После этого придется обеспечить эти пристройки нужными материалами.
Как создать армию
Создать армию можно из ополчения, наемников или дружины. Дружину вы разблокируете после строительства усадьбы, и у вас будет в ней 5 элитных воинов. Затем в меню армии (клавиша V) вы сможет нанять еще 7 дружинников, заплатив по 50 единиц Казны за каждого. Также можете построить сторожевую башню на территории усадьбы, чтобы увеличить количество дружинников до 24 (лимит, а самих дружинников также придется нанимать за 50 единиц Казны).
Ополчение нанимается из всех здоровых мужчин в поселении. Наемника нужно платить каждый месяц заявленную сумму (из казны).
Как убрать бездомность
Стройте хозяйства первого уровня.