Оригинальная Catherine — интерактивная драма о проблемах мужиков среднего возраста — вышла на PlayStation 3 и Xbox 360 восемь лет назад. Главный герой — 32-летний инженер Винсент, у которого есть и какая-никакая работа, и красивая девушка Катерина (Katherine), — вдруг осознает, что у тихого стандартного семейного счастья бывает альтернатива. В его жизни внезапно появляется вторая Катерина (Catherine) — веселая тусовщица, которая не требует жертвовать свободой ради любви, не грузит ответственностью. К слову, ее образ часто воруют для баннеров эротических игр на порносайтах, но это все фейковая реклама. В расширенной версии Catherine: Full Body Винсенту на голову сваливается и третья Катерина — ее зовут Qatherine, и это Q объясняет примерно все.
Сразу уточню, что в Catherine бесполезно играть, если вы не попадаете в целевую аудиторию, если проблемы Винсента ни с чем у вас в душе не резонируют. В 2011 году я грустно крутил в руках бокал с односолодовым виски в питерском баре под треки The Sounds и думал, как жить дальше вообще. Так что Винсент, который примерно половину игры потягивает пивко с друзяками и смешно пучит испуганные глаза, словно участливо хлопал меня по плечу сквозь экран телевизора. В 2019 я расслабленно набираю этот текст под бочком у жены и планирую поездку на дачу к теще за яблоками. Так что, проходя Catherine: Full Body, я словно устраивал себе экзамен: а тот ли выбор сделал в жизни? Для усиления эффекта достал с чердака коллекционку Catherine, купленную на Амазоне, и надел фирменные трусы главного героя.
Жанр Catherine определить сложно, но это ни в коем случае не «симулятор знакомств» (как можно подумать, если посмотреть на картинки и синопсис). Винсент ни с кем не выстраивает отношения, наоборот – пытается избавиться от лишних. Для этого у него есть два инструмента – реплики в электронной переписке (Винсент пишет девушкам сообщения с телефона-раскладушки; в Японии в 2011 году так было принято) и ответы на исповеди в мире кошмаров. Но сама по себе история фиксирована и не ветвится почти до самого конца, где Винсент делает окончательный выбор. В Catherine нет смысла подбирать реплики, которые подводят к той или иной девушке, чтобы в финале увидеть постельную сцену с ней (игра с такой сцены практически и начинается). Отвечать надо честно, чтобы понять кое-что про себя. Кстати, поэтому играть надо в одиночку – чтобы подруга не подглядывала.
Винсент ни с кем не выстраивает отношения, наоборот – пытается избавиться от лишних.
Мир кошмаров – то место, где в Catherine есть «собственно игра» – череда уровней-пазлов, где Винсент двигает кубики и карабкается наверх по длинной лестнице. К слову, в Catherine: Full Body добавлен ремикс-вариант головоломок с обновленными правилами, чтобы было веселее проходить по второму разу. Но определить жанр Catherine как пазл с существующим отдельно интересным сюжетом – тоже неверно, потому что лестница кошмаров – метафора взросления и принятия на себя ответственности, и без нее история Винсента была бы куда менее выразительной. Для тех геймеров, которые не любят сложные интерпретации и ноют, что журналисты все врут про метафоры и художественный замысел, игра даже специально проговаривает это прямым текстом.
Кошмарность пазлов (и, соответственно, взросления), к слову, подчеркивается на трех смысловых слоях. Во-первых, они чертовски сложные (хотя в Full Body, кажется, стали попроще). Во-вторых, в кошмарах за Винсентом гонится один из его страхов – например, монстр в подвенечном платье или ребенок, из глаз которого высовываются бензопилы (ребенок этими бензопилами хочет навязать отцу побольше ответственности). В-третьих, в кошмарах Винсент видит других мужиков, которые проходят примерно тот же путь, но оступаются – а некоторых он сам вынужден сбросить вниз. Лестница жизни – жестокое место.
Лестница кошмаров – метафора взросления и принятия на себя ответственности, и без нее история Винсента была бы куда менее выразительной
Конечно, кризис среднего возраста – это несколько больше, чем страх перед женитьбой и рождением ребенка. Catherine фокусируется на отношениях и почти не рассказывает, чем Винсент занимается на работе. Но и без того можно понять, что в офис он с радостью ходит только за зарплатой, а в свободное время тщетно (не совсем) мечтает о полетах в космос. Выбор между Катеринами – это не столько выбор между девушками, сколько между идеологиями: Katherine – порядок, Catherine – хаос (тут стоит вспомнить, что игру делали авторы Persona, японской RPG о примерно том же).
Как в этот понятный и логичный дуализм вписывается Qatherine? Ради рецензии я специально пошел по ее ветке с отдельного сейва и буквально до последних кадров не понимал, как оценивать нового персонажа. На первый взгляд, Qatherine – это дауншифтинг-вариант для тех, кто хочет бросить и постылый офис с жирной зарплатой, и веселые бары, чтобы рвануть куда-нибудь в Гималаи и расписывать там потолки в сикхском храме за плошку жиденькой кашки. В реальной жизни я знаю и таких Катерин тоже. Конечно, Qatherine – это и привет всем вот этим современным трендам на толерантность, хотя не совсем (для этого Catherine Full Body слишком иронично передает страдания девушек с сюрпризом). Но к финалу в образе Qatherine стало слишком доминировать приторное бескомпромиссное добро, что на мой взгляд несколько диссонирует с дауншифтингом и рассказами о третьем нестандартном пути.
За финал про Qatherine и вообще излишнюю фантастику в финале можно даже несколько покритиковать игру. Сценаристов, скажем так, немного заносит в угаре абсурдных метафор (маленькие нервные ходячие члены-инопланетяне были несколько лишними). Но что делать, если за последние восемь лет у Catherine не появилось ни одной достойной альтернативы? Почти все японские визуальные новеллы сделаны за три копейки, а Catherine – высокобюджетная и красивая игра. На Западе жанром занимаются, в основном, Дэвид Кейдж (со спорными результатами) и авторы Life is Strange.
Об игровом искусстве часто говорят, но редко могут ответить за базар и предъявить смысл в рецензируемом арт-объекте. Catherine: Full Body – по-настоящему вечная, актуальная, важная, яркая история для мужиков старше тридцати. Даже если вам еще рано играть про это, стоит купить дисочек – про запас.
Читайте также:
15 лет Fable: история игры-сказки Питера Молинье (и не только);Telling Lies — невероятный интерактивный детектив;Control — спорный шутер от авторов Alan Wake и Max Payne;Persona 5 — Японские школьники спасают мир, но прежде всего — самих себя