После двухлетней паузы цикл Assassin’s Creed вернулся совсем другим. Это все еще криптоисторический боевик с открытым миром, где сторонники свободы и порядка режут друг друга в темных переулках. Но о том, что игра называется Assassin’s Creed, вспоминаешь только ближе к концу, когда герои вдруг начинают повторять слово «кредо» в каждом предложении и торжественно объявляют о создании ордена ассасинов. Assassin’s Creed: Origins с его историей о Древнем Египте, Клеопатре с Цезарем и даже немного об Александре Македонском — одновременно и предыстория всех игр цикла, и его идейная перезагрузка. Последняя зашла настолько далеко, что Origins — настоящая RPG с признаками третьего «Ведьмака» и Dark Souls. А еще с прокачкой и гриндом.
Первый, второй или даже третий взгляд на Assassin’s Creed Origins окажутся обманчивыми, потому что игра с каждым часом меняется, и на любую претензию вовремя находит ответ. Например, самый первый квест — «соберите пять шкур». Серьезно, просто собрать пять шкур. Стоит заподозрить провал, как оказывается: это едва ли не единственный такой квест, необходимый исключительно для обучения крафту, а все остальные — с нормальным сюжетом. Когда базовая боевая механика (слабый удар, сильный удар, уклонение) и стандартный стелс надоедают до чертиков, вдруг появляются новые виды оружия (топоры, копья), очков навыков хватает для прокачки более сложных способностей (парирование, дымовая завеса) и инструментов (гнилостный яд, превращающий трупы в биологические мины). Местечковость первых сюжетных квестов про крестьян и сборщиков налогов компенсируется роскошными сценами об интригах Клеопатры и ее брата-мужа в середине игры. Как только обращаешь внимание, что игре не хватает головоломок, вдруг натыкаешься на исследование пирамиды с интересными задачками на физику. А стоит задуматься над тем, что пора выключить консоль и идти спать, как к герою приходит милый египетский котик и трется о ноги. Приходится срочно бросать все и гуглить, как гладить котиков в Assassin’s Creed: Origins.
Не меняется лишь прокачка. Все квесты в Assassin’s Creed Origins четко отсортированы по рекомендованным уровням. Вы, конечно, можете храбро взять любой из них, но штука в том, что ваш личный скилл не поможет компенсировать разницу в характеристиках. Стелс-атака не гарантирует мгновенное убийство: если противник сильно выше вас по уровню, он потеряет всего пару процентов энергии и разозлится. Ни отравление, ни огонь не помогут обойти этот жесткий левел-блок — разве что в пару случаев мне удавалось натравить на сильных врагов столь же сильных NPC. Так что даже на самом низком уровне сложности игра заставляет проходить квесты строго своего уровня плюс-минус два, в крайнем случае — плюс четыре. И этого уровня вечно не хватает! А еще важно вовремя обновлять экипировку (при этом меч более высокого уровня, чем ваш, использовать нельзя!) и увеличивать крафтом запас здоровья (для этого и нужны шкуры). Хотите двигаться дальше по сюжету? Качайтесь в дополнительных квестах!
Квесты в игре формально не делятся на основные и дополнительные, об этом можно только догадаться по описанию. И это логично: абсолютно все они работают на раскрытие характера главного героя и описание жизни эллинистического Египта. В самом начале Assassin’s Creed: Origins ошеломляет количеством имен, названий, реалий, о которых вы вряд ли имеете представление. Все, конечно, слышали о пирамидах и мумиях, смотрели фильм про Клеопатру, но школьный курс истории вряд ли рассказывал вам о государстве потомков Птолемея, о греко-египетском боге Сераписе и о том, как конкретно люди поклонялись Сету. Assassin’s Creed Origins за ручку проведет вас по всем красотам, ритуалам и конфликтам, и это действительно интересно. Другое дело, что если отвлечься от антуража и диалогов, то все квесты сводятся к «сходи туда, поговори с этим, убей того и укради вот этот документ из лагеря разбойников». Задач, в которых надо обязательно прикончить всех врагов в локации, сильно больше, чем в других Assassin’s Creed. Но зато по меркам RPG все предельно логично: каждый лишний труп — ценный опыт.
Способов качаться в Assassin’s Creed Origins много: можно искать сокровища по описаниям из манускриптов, зачищать римские крепости или пещеры с бандитами, искать сундуки на затонувших галерах. Даже классическая синхронизация на вышках — это в первую очередь источник опыта. Глобальная карта испещрена вопросиками, совсем как в третьем «Ведьмаке», и за каждым обязательно скрыто что-то интересное. Казалось бы, в Assassin’s Creed Unity тоже существовали сундуки, но собирать их в Париже было глупо, неестественно. Assassin’s Creed: Origins в этом смысле ближе к Assassin’s Creed: Black Flag: там было интересно искать сокровища на маленьких карибских островках, здесь — в заброшенных храмах эпохи Древнего царства. А еще в Assassin’s Creed: Origins есть минибоссы-филакиты, которые преследуют вас по всему Египту, есть чертовы львы и крокодилы, а сырье для крафта лучше всего добывать, грабя караваны. Геймдизайнеры с помощью левел-блока заставляют вас (то есть, ведут себя, как тамплиеры) заниматься всем этим и правильно делают.
Другое дело, что в Assassin’s Creed: Origins есть еще и микротранзации. Купить уровень за деньги нельзя, зато вагон сырья для крафта или игровую валюту для экспериментов с экипировкой — без проблем. Хотя игру можно без труда пройти честно, игнорируя магазин, иногда возникает желание махнуть рукой и влить немного денег, потому что львиных шкур и древесины кедра вечно не хватает. Так что игра сделала гринд обязательным еще и потому, что это мотивирует раскошелиться. Хорошая попытка, Ubisoft, но нет.
Отдельно хочется отметить некоторую историческую цензуру в Assassin’s Creed: Origins. Главный герой яростно защищает бедных крестьян, но обходит стороной то, что в эллинистическом Египте крестьяне, например, владели рабами. Брат Клеопатры в реальности был ее формальным мужем (позже им стал ее сын), Цезарь тоже был женат, но в игре царица опускает все эти тонкости и предлагает римлянину династический брак. В сюжетах квестов хватает явных анахронизмов: дети, которые ведут себя как Том Сойер, цитаты из Оруэлла в диалогах, и очень много неуместных речей о свободе. С другой стороны, яркая, живая и сильная женщина главного героя, за которую эпизодами можно играть, как раз вполне правдоподобна. Сразу захотелось перечитать роман «Таис Афинская» Ефремова — он, к слову, в каком-то смысле служит приквелом к Assassin’s Creed: Origins.
Больше всего впечатления от Assassin’s Creed: Origins, как ни странно, напоминают о знакомстве с самой первой Assassin’s Creed. Игра по-хорошему удивляет, и не раз. Здесь бои действительно сложны (я не зря упоминал Dark Souls), и в них нужно не реагировать на QTE и смотреть на красивую анимацию, а в голове просчитывать тайминг, дальность, площадь атак и все равно страдать от пропущенных ударов. Здесь введены интересные механики: попробуйте, например, разбить кувшин с маслом и поджечь его под ногами врага, или закинуть отравленный труп на спину лошади. Здесь можно даже приручить льва и натравить его на врагов. Другое дело, что все эти инновации немного неловки: огонь очень странно распространяется по горючим материалам, животным нельзя нормально управлять. Необычные способы убийства в Assassin’s Creed Origins работают не так точно и слаженно, как в Shadow of War и The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Зато масштаб игры — весь Египет здесь реализован как единое бесшовное пространство! — и полная свобода действий в миссиях говорят о потенциале нового формата Assassin’s Creed. После прохождения основного сюжета хочется не только окунуться с головой в море высокоуровневого контента, но и получить DLC с сиквелами.
Потенциал у идей Assassin’s Creed: Origins огромен, и далеко не все интересные исторические эпохи еще освоены. Правда, сама новинка недостаточно отполирована, чтобы стать игрой года, но это отличный способ хорошо провести время у пирамид с котиками, крокодилами и Клеопатрой.