Одна из претендентов на звание главной игры этой весны — Animal Crossing: New Horizons. Еще до релиза было понятно, что фанаты ее очень ждут, но незадолго до заветной даты случилось нечто, придавшее популярности игры дополнительный импульс. Это, конечно пандемия коронавируса, из-за которой огромное количество людей по всему миру — иногда добровольно, а иногда не очень — оказались в карантине. Развлекаться как-то надо, поэтому нагрузка на стриминговые сервисы многократно возросла, кое-где начались проблемы с качеством связи, а вместе с COVID-19 по Земле начало распространяться еще одно (куда более безобидное) поветрие: увлечение New Horizons.
Animal Crossing — сериал, появившийся на платформах Nintendo еще в 2001 году, в эпоху N64. Это симуляторы жизни, действие которых разворачивается в мире, населенном антропоморфными животными. Ключевая особенность игры — особая атмосфера упоительной ленивой рутины, которая напоминает лето на даче у бабушки. New Horizons — точно такая же: это игра, которая учит наслаждаться маленькими радостями жизни, помогает расслабиться и хотя бы виртуально перенестись в мир, где главная забота — успеть до конца сезона поймать редкую рыбу, чтобы сдать ее в краеведческий музей.
Об Animal Crossing сложновато рассказывать, потому что в ней практически нет геймплея в привычном понимании слова. Нет экшена, сюжета, нет миссий, которые обязательно надо исполнить под страхом провала. Собственно, проиграть тут тоже нельзя, а самая большая опасность для героя: быть покусанным осами и ненадолго потерять сознание, чтобы почти немедленно очнуться на пороге собственного дома, ничего не потеряв.
Дни в Animal Crossing проходят за общением с соседями, рыбной ловлей, крафтингом и украшением небольшого острова, на котором мы оказываемся в новой игре. Возможность собственноручно создавать мебель, инструменты и украшения — самое заметное новшество по сравнению с предыдущими версиями. Исследуя игровой мир и общаясь с другими персонажами, герой постепенно узнает массу рецептов. Собрав нужные ресурсы, можно при помощи специального верстака превратить их в шкаф, флейту, модную шляпу из тростника или еще бог знает, что. Добавить крафтинг было, пожалуй, мудрым решением. Он помогает погрузиться в игру даже тем, кому она иначе показалась бы слишком странной. А так — поначалу есть хоть один понятный элемент геймплея, за который можно зацепиться.
Еще тут можно ездить на соседние необитаемые острова за ресурсами и в гости к друзьям — посмотреть, как они успели обустроиться, обменяться ценным скарбом и поторговать репкой (главным инвестиционным инструментом в Animal Crossing). Можно создавать собственные дизайны одежды и обоев, и даже просто писать картины в простеньком пиксельном редакторе, чтобы выставлять потом в собственноручно устроенных общественных пространствах. Можно копаться в земле в поисках окаменелостей, которые потом будут выложены на виду в местном музее. Можно накрафтить или купить разных музыкальных инструментов, устроить с друзьями небольшой оркестр и джемить на пляже.
Постепенно вокруг появляются новые поселенцы, у кого-то случается день рождения, который обязательно празднуют всей коммуной (не забудьте скрафтить и принести подарок!), начинается фестиваль, приуроченный к Пасхе, Хэллоуину или еще какому-нибудь реальному празднику, и вы вдруг ловите себя на том, что уже не очень представляете, как жили без регулярных визитов на остров.
Animal Crossing дает массу подчас неочевидных возможностей для самовыражения и создает непередаваемое ощущение уюта. Все вокруг очень доброжелательны, все хотят быть вашими друзьями, и даже главный капиталист острова, енот Том Нук, который постоянно навязывает игроку все новые и новые кредиты на улучшение и расширение дома, на деле — настоящая милашка. Да и ипотека тут выплачивается играючи — больше разговору. В общем, Animal Crossing: New Horizons — это мир, каким нам бы хотелось, чтобы он был. А еще игра наглядно демонстрирует, что совершенно не обязательно отправляться в опасные приключения, чтобы развлечься: сама жизнь, то, что обычно презрительно называют «рутиной», тоже может быть увлекательной.
Некоторые элементы New Horizons, судя по всему, специально сделаны так, чтобы охладить пыл игроков-торопыг и помочь им настроиться на эту дачную волну. Например, одна из важнейших особенностей игры заключается в том, что часы и календарь в ней привязаны к реальным, и многие события не случатся, пока не пройдет два, три, четыре дня. Даже просто проапгрейдить дом, накопив денег, нельзя. И дело не в том, что сложно заработать (на самом деле просто), а в том, что окончания строительства все равно нужно будет ждать до следующего утра. Игра как бы говорит вам: «Дружище, попустись! Иди погуляй, в гости съезди, с медведем-качком с соседней улицы поболтай, на бабочек поохоться!» И это работает. У вас будто появляется вторая, гораздо более безмятежная, жизнь, которую вы проживаете параллельно с первой.
Хотя не все ограничения в New Horizons можно списать на концептуальные особенности. Например, здесь всего три фиксированных угла обзора, из-за чего временами бывает сложно разглядеть некоторые детали. Больших проблем это, как правило, не создает, но постепенно начинает немного раздражать. Крафтинг организован таким образом, что каждый предмет надо создавать отдельно. Когда, собираясь на рыбалку, начинаешь колдовать над прикормкой, которой нужно довольно много, это тоже чуточку мешает наслаждаться процессом. Наконец, иногда трудно точно прицелиться лопатой или удочкой — просто из-за особенностей управления. И это, опять-таки, не критично, но можно было бы сделать и лучше.
С другой стороны, все проблемы новой Animal Crossing именно такие: крошечные, из серии «иногда не очень удобно, но в целом вообще не парит». В остальном — это уникально чилловая игра, в которую можно играть в любом темпе, в любом месте и в любое время. Она абсолютно не требовательна, и единственная ее цель — сделать так, чтобы вы на время забыли о проблемах и научились ценить простые вещи. Вынуждены признать: цели этой она добивается с блеском.