Site icon Мир компьютерных игр

Ace Combat 7: Skies Unknown

Шутер о самолетах Ace Combat никогда не претендовал на звание симулятора. Тем не менее, это лучшая игра о любви к современной боевой авиации, и о ней тепло вспоминают даже военные гики в патриотических медиа. Ее автор, японец Кадзутоки Коно, одинаково уважает американскую и российскую школы самолетостроения, и в Ace Combat еще много лет назад можно было сесть за штурвал прототипа ПАК ФА (ныне — Су-57) и сбить парочку F-22. Или наоборот. Точечные фантастические допущения Ace Combat — гигантские летающие крепости, мощные стационарные рэйлганы, космические лифты — всегда праздник для ценителей так называемого шизомилитаризма, потому что игровые монстры обычно отсылают к реальным чертежам очередной вундервафли.

Поначалу кажется, что играть в Ace Combat очень просто, а все миссии выглядят одинаково. Основное атакующее действие — захватить вражеский самолет головкой самонаведения, выпустить парочку ракет, насладиться взрывом, переключиться на следующую цель. Можно стрелять по наземным или воздушным целям, использовать более мощные, дальнобойные или скоростные ракеты, специализированные противокорабельные или черт знает какие — вариации на ту же тему. Пушка, неуправляемые ракеты, кассетные бомбы и боевой лазер требуют более точного прицеливания, но и нужны за всю игру примерно два или три раза. Основное оборонительное действие — резкий разворот, почти наверняка сбрасывающий любые ракеты с хвоста. В итоге можно просто крутиться на месте, палить в тех, кто попадает в прицел, и рисовать звездочки на фюзеляже.

Но потом внезапно оказывается, что Ace Combat — игра сложная, просто совсем не так, как серьезные авиасимы (где даже подняться в воздух сможет не каждый), а скорее как хардкорные аркады начала девяностых. Каждая следующая миссия предлагает новые злые ограничения, и умения выжить в воздушном бою оказывается недостаточно. В Ace Combat 7 нужно, например, ослабить вражескую авиабазу за пятнадцать минут, и результат оценивается в очках. Звучит просто, но на нормальном уровне сложности (играть надо на средней или повышенной сложности и обязательно с правильным управлением expert) это какой-то чертов биатлон. Один промах на последней секунде, 16900 очков вместо 17100, и приходится начинать миссию заново.

После пары провалов понимаешь: надо заучивать карту местности, запоминать, на какой полосе на взлет идут жирные Ту-160 (1200 очков за каждый!), и грамотно подбирать спецвооружение (на карте с морской базой противокорабельные ракеты сильно ускоряют процесс). Или вот вдруг начинается гражданская война, система свой-чужой не работает, и каждую цель надо сканировать визуально, а только потом атаковать — иначе есть шанс случайно разбомбить своих. А еще в Ace Combat нужно ювелирно пролетать по ущелью, уклоняясь от лучей прожекторов, сопровождать конвои, оказывать огневую поддержку наступающим наземным войскам и флоту, и каждый раз именно дополнительные условия становятся настоящим челленджем. Злым, доводящим до истерики, до диких криков матом в три часа ночи, — но тем интереснее.

Другой мотив играть в Ace Combat — тоже привет из девяностых: схема «пройди сложный уровень — получи в награду красивый сюжетный ролик». История в Ace Combat 7 до сих пор излагается через заранее отрендеренные видео (в соцсетях уже шутят, что авторы Ace Combat не нанимались моделировать собачек — только самолеты), хотя многие важные события, конечно, происходят прямо во время миссий. Разбираться и в том, и другом сложно, но очень увлекательно: именно сюжет мотивирует сидеть за игрой до утра. Можно, кстати, перед прохождением пройти ремастер Ace Combat 5, который прилагается к предзаказу, — на тамошние события седьмая часть активно ссылается.

Действие в классических Ace Combat (вестернизированный спин-офф Ace Combat: Assault Horizon не считается) происходит в выдуманном мире Strangereal, похожим на наш: воздушная техника-то вся та же, с теми же лицензированными названиями и внешним видом, но географическая карта другая. В отличие от, например, схожей по замыслу Valkyria Chronicles, в Ace Combat нет никаких хитрых отсылок к Крыму или Бельгии: воюющие Осея и Эрусия — это вовсе не США и Россия. С другой стороны, сценаристы Ace Combat всегда очень тонко прописывают предысторию конфликтов, очевидно учитывая реальные войны на Земле в первой половине XX века. И речь не о больных фантазиях Гитлера, а, например, о причинах, по которым освободившиеся от турецкого ига Болгария и Сербия вдруг начали войну друг против друга, Польша в союзе с Германией под шумок откусила себе немного Чехословакии, а в ответ на американское нефтяное эмбарго и экономические санкции Япония разбомбила Перл-Харбор. Другие очевидные источники вдохновения Ace Combat 7 — разговоры о том, что шестое поколение истребителей () будет беспилотным, а также рекламный ролик пусковых установок экспортной версии “Калибра”, которые замаскированы под обычные грузовые контейнеры. Дескать, бац — и мирное гражданское судно внезапно топит целую авиационную ударную группу.

Сюжетных линий в Ace Combat, как правило, несколько, и они обычно рассказывают не столько о ваших миссиях, сколько о ходе войны в целом. Так вот и Ace Combat 7 открывается роликом о девушке-механике, за которую вы не играете и никогда не будете играть — ее по ошибке арестовывают и ссылают в штрафбат. Главный герой — безликий и безголосый пилот (предполагается, что это вы), сражающийся за Осею, оказывается там же по ложному обвинению, но не сразу. Есть и линии о харизматичной принцессе Эрусии, гениальном ученом-реваншисте и пожилом асе, который просто любит небо, — и все, в общем, положительные персонажи, пусть и оказывающиеся по разные стороны баррикад. Художественная задача Ace Combat 7 — даже не столько показать, что война это плохо (хотя и это тоже), сколько объяснить, почему у каждой стороны действительно есть своя правда, и они готовы за нее умирать (даже в штрафбате и ненавидя собственные власти).

Отсутствие четко читающейся морали сбивает с толку западных критиков. Впрочем, в Ace Combat 7 история набросана и вправду уж очень отрывочными мазками — словно мы получили интересную книгу про войну, в которой выдрана каждая вторая страница, а пропущенное нужно додумывать и раскапывать самому. Это нетипично и для прямолинейных западных технотриллеров, и для более сложных, но зато уж очень многословных японских боевиков. Но именно о таком подходе просили фанаты, которые отвергли Ace Combat: Assault Horizon, историю в которой писали в духе Call of Duty, а также две неплохие Tom Clancy’s HAWX от Ubisoft. Игра сделана именно для них, а тем, кто просит о другом (серьезный симулятор, например), лучше поискать это где-то еще. И пусть новая игра мне нравится чуть меньше, чем Ace Combat 6: Fires of Liberation (там можно было отдавать приказы союзникам и точнее контролировать ход всей воздушной операции), но отказ от тех механик обусловлен печальным сюжетом про штрафбат. Помните все эти страшилки Гроссмана про Великую Отечественную — заградотряды, одна винтовка на троих, а остальное отберете сами у немцев? Тут отбирать у врага надо истребитель — а потом сразу же в небо!

Ace Combat 7 — одновременно и привет людям, которые хотят чтобы в играх совершенствовалась только графика (попробуйте найти пять идейных отличий от Ace Combat 5, вышедшей четырнадцать лет назад), и современный развлекательный сервис — с онлайн-режимом, поддержкой VR (в версии для PlayStation 4) и (как подсказывает опыт Ace Combat 6) грядущими косметическими дополнениями. К последней миссии кампании я накопил достаточно очков, чтобы купить Су-57 с нормальными ракетами. Пылиться в ангаре он не будет — это уж точно.

Источник

Exit mobile version